Троллейбусы в Чебоксарах: история, реальность, перспективы
21 Декабря` 17
В России троллейбусный транспорт присутствует в 85 городах. Сегодня без него трудно представить свою жизнь. А еще 100 лет назад люди и не подозревали о его существовании.
История электротранспорта началась в Германии. В 1882 году немецкий инженер Вернер фон Сименс открыл троллейбусное движение между Берлином и его пригородом Шпандау.
Тогдашний троллейбус мало чем походил на современный и выглядел, как открытая повозка, передвигающаяся при помощи электроконтакта с проводами. Только к началу XX века он приобрел более привычный нам облик. У него появилась крыша и два бугельных токоприемника на ней.
История электротранспорта началась в Германии. В 1882 году немецкий инженер Вернер фон Сименс открыл троллейбусное движение между Берлином и его пригородом Шпандау.
Тогдашний троллейбус мало чем походил на современный и выглядел, как открытая повозка, передвигающаяся при помощи электроконтакта с проводами. Только к началу XX века он приобрел более привычный нам облик. У него появилась крыша и два бугельных токоприемника на ней.
Первый в мире троллейбус и его изобретатель — Вернер фон Сименс. 1882 год.
Популярность троллейбусов в первой половине XX века объясняется дешевизной электроэнергии и несовершенством автобусного транспорта тех лет. Троллейбусы были мощнее и экологичнее. И это не пустые слова. Малосильные автобусы того времени с трудом разгонялись до 60 км в час. А в горку «ползли» чуть быстрее пешехода. И немилосердно коптили бензиновым чадом!
Троллейбус в городе Драммен, Норвегия. 1909 год.
Троллейбусы во времена СССР
В нашу страну электротранспорт пришел в первой половине 30-х XX столетия. В 1933 г. был проложен первый троллейбусный маршрут в Москве. А в 1936 г. «рогатые» машины можно было встретить на улицах других крупных городов — Киева, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Тбилиси.
Тогда троллейбусы были на редкость несовершенны, о комфортабельной поездке в них не приходилось и думать. Не было даже отопления, поэтому зимой пассажиры могли рассчитывать только на толщину своей одежды.
Первый в СССР пассажирский троллейбус ЛК-1. Источник: mintrans.ru
Со временем электротранспорт становился все удобнее. К примеру, после появления троллейбусов на улицах Ленинграда они сразу стали восприниматься, как транспорт повышенной комфортности. В салоне уже было отопление, мягкие сиденья и даже занавески на окнах. Чтобы произвести впечатление на понравившуюся девушку, молодые люди приглашали их на троллейбусный рейс. Некоторых «катальщиков» милиционерам приходилось высаживать со словами: «Граждане, имейте совесть! Остальные тоже хотят покататься!».
По окончании Великой Отечественной войны троллейбусы продолжили свою эволюцию. Появлялись новые удобные для пассажиров модели — более вместительные, с широкими проходами и отличной освещенностью.
Так, в 1959 г. вошел в строй знаменитый ЗиУ-5, который выдержал целых четыре модификации. Его пассажировместимость увеличилась до 96 человек, а после усиления основания кузова на ЗиУ-5Д — до 120. К моменту запуска производства ЗиУ-5 обладал такой разгонной динамикой, что мог свободно двигаться на равных с легковыми автомобилями.
ЗиУ-5 в Одессе. Источник: transphoto.ru
Существовали и более редкие модели троллейбусов. Например, СВАРЗ-МТБЭС, который изготовлялся только в Москве с 1958 по 1964 гг. Его можно увидеть в культовом фильме «Берегись автомобиля», именно его водила Люба, возлюбленная Деточкина. По тем временам модель была новаторской: раздельные кресла для пассажиров с подпружиненными подушками и велюровой обшивкой, подсветка салона люминесцентными лампами.
В конце 80-х годов большой популярностью стали пользоваться сочлененные троллейбусы (поезда), состоящие из двух машин — ЗиУ-10 и ЗиУ-683. Они помогали перевозить больше пассажиров — вмещали до 164 человек. При этом не нужно было нанимать дополнительных водителей. Подобные троллейбусы с прицепом сегодня увидеть уже невозможно. Они были сняты с потока в конце XX — начале XXI веков из-за своей неповоротливости и довольно низкого уровня безопасности.
Троллейбус ЗиУ-683. Источник: uppm.ru
Рождение чебоксарского троллейбуса
О развитии собственной троллейбусной системы город мечтал давно. Уже в 1956 году исполком Чебоксарского городского Совета депутатов принимает решение: «В соответствии с проектом планировки и застройки г. Чебоксары считать выбранный вид транспорта для города — троллейбус». Но пройдет еще целых 8 лет, пока в столице республики не приступят к организации троллейбусного движения.
7 ноября 1964 года состоялось открытие первого троллейбусного маршрута в Чебоксарах. Событие было приурочено к 47-летию годовщины Октябрьской революции. Троллейбус марки ЗиУ-5 прошел по маршруту «Железнодорожный вокзал — Красная площадь». Только за первый год работы было перевезено более 20 млн пассажиров. И это было только начало!
Вехи развития троллейбусного транспорта в столице Чувашии
- 7 ноября 1965 г. — начали свою трудовую жизнь еще два троллейбусных маршрута. Машины пошли по мосту через р. Кайбулку, по улицам Калинина и Гагарина.
- 1966 г. — открылось троллейбусное движение по улице Калинина и Московскому проспекту.
- 7 ноября 1967 г. — заработало троллейбусное движение в Южный поселок.
- 1968 г. — запустили троллейбусную линию до аэропорта.
- 1969 г. — запустили троллейбусную линию до Машиностроительного завода.
- 1971 г. — закончили строительство троллейбусной линии по проспекту Мира.
- 1972 г. — запустили троллейбусную линию до завода им. Чапаева.
- 1973 г. — провели реконструкцию депо №1.
- 1976 г. — построили цех профилактического осмотра троллейбусов с открытой стоянкой на Южном поселке.
- 1979 г. — запустили троллейбусную линию по проспекту М. Горького и улице Гузовского.
- 1979 г. — ввели в эксплуатацию троллейбусную линию по проспекту 9-й Пятилетки.
- 1981 г. — провели строительство троллейбусной линии от Маштехникума до Восточного поселка вокруг завода Промтракторов.
- 1982 г. — продлили на 4,2 км троллейбусную линию по улице М. Горького и на 2,3 км троллейбусную линию по ул. Фучика.
- 1984 г. — завершили строительство депо №2 на 100 машин в Северо-западном районе.
- 1985 г. — начали строительство троллейбусной линии по улице Фучика.
- 1986 г. — продлили маршрут №7 по проспекту М. Горького, улицам Университетская и М. Павлова.
- 1986 г. — продлили на 22 км маршрут №4 до улицы Университетской.
- 1987 г. — запустили новый маршрут от аэропорта до Красной площади.
- 1990 г. — ввели троллейбусную линию протяженностью 7,1 км по улице Ленинского комсомола.
- 1991 г. — запустили маршрут «Железнодорожный вокзал — завод Промтракторов».
- 1997 г. — запустили маршрут №19 по улице Энтузиастов. За рулем первого троллейбуса на линии — Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров.
- 1999 г. — запустили маршрут №20.
- 2006 г. — запустили маршрут №21 по Президентскому бульвару.
- 2008 г. — продлили троллейбусную линию по маршруту №18 до ул. Айзмана.
- 2009 г. — продлили троллейбусную линию по маршруту №21 до Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования.
- 1 сентября 2015 г. — продлили маршрут №12 («Университет — Маштехникум») и изменили маршрут №6.
- 2016 г. — начали строительство троллейбусной линии в Новый город.
- 2017 г. — запустили маршрут №22 («улица Энтузиастов — Университет»).
Куда уходят троллейбусы сегодня
В XXI веке старому доброму троллейбусу все труднее выдерживать конкуренцию с другим городским общественным транспортом. Автобусы и маршрутки передвигаются намного быстрее, более маневренно. К тому же для их работы не нужно тянуть контактные сети. Обслуживание троллейбусов в наше время обходится совсем недешево.
Эти и другие факторы приводят к тому, что троллейбусный транспорт переживает в столице республики непростое время. Машинный парк устарел и требует модернизации. Средний возраст «рогатого» парка в Чебоксарах — 15 лет. Около сотни троллейбусов нуждаются в обновлении.
Министр транспорта Чувашской республики Владимир Иванов четко обозначил проблему:
«Если каждый троллейбус стоит 10 млн, сами понимаете, какая это сумма. Без помощи республики и города Чебоксарскому троллейбусному управлению не выжить».
Кроме того, за Чебоксарским троллейбусным управлением числится огромная задолженность по оплате за электроэнергию — более 160 млн рублей. Руководители троллейбусного управления принимают экстренные меры, чтобы вывести предприятие из кризиса. Штат сотрудников сократили на 130 человек, вывели из состава организации столовую и санаторий. Сейчас планируют отменить несколько вечерних рейсов.
Сейчас руководители и власти города рассматривают разные антикризисные меры. Троллейбусы нужны Чебоксарам. Они не только играют важную роль в пассажирских перевозках, но и являются частью истории города.
Эти и другие факторы приводят к тому, что троллейбусный транспорт переживает в столице республики непростое время. Машинный парк устарел и требует модернизации. Средний возраст «рогатого» парка в Чебоксарах — 15 лет. Около сотни троллейбусов нуждаются в обновлении.
Министр транспорта Чувашской республики Владимир Иванов четко обозначил проблему:
«Если каждый троллейбус стоит 10 млн, сами понимаете, какая это сумма. Без помощи республики и города Чебоксарскому троллейбусному управлению не выжить».
Кроме того, за Чебоксарским троллейбусным управлением числится огромная задолженность по оплате за электроэнергию — более 160 млн рублей. Руководители троллейбусного управления принимают экстренные меры, чтобы вывести предприятие из кризиса. Штат сотрудников сократили на 130 человек, вывели из состава организации столовую и санаторий. Сейчас планируют отменить несколько вечерних рейсов.
Сейчас руководители и власти города рассматривают разные антикризисные меры. Троллейбусы нужны Чебоксарам. Они не только играют важную роль в пассажирских перевозках, но и являются частью истории города.
Есть ли перспективы у троллейбусов в Чебоксарах?
Несмотря на объективные трудности, «ставить крест» на троллейбусах в столице республике рано. Одной из перспектив развития электрического транспорта может стать приобретение бесконтактных машин — троллейбусов с автономным ходом. Такой транспорт снабжен аккумуляторами, которые заряжаются пока движение идет вдоль контактной линии. А затем способен преодолеть расстояние до 20 км без проложенных электрических сетей.
Использование таких моделей позволит решить давнюю проблему — налаживание троллейбусного движения между Чебоксарами и Новочебоксарском. Запустить столь необходимый жителям двух городов маршрут хотели еще в 70-е годы прошлого века. Но из-за нехватки финансирования этот проект так и не был реализован.
Использование таких моделей позволит решить давнюю проблему — налаживание троллейбусного движения между Чебоксарами и Новочебоксарском. Запустить столь необходимый жителям двух городов маршрут хотели еще в 70-е годы прошлого века. Но из-за нехватки финансирования этот проект так и не был реализован.
Совсем недавно совершили пробный запуск бесконтактного троллейбуса. Он проделал путь от Площади Республики в Чебоксарах до Площади Победы в Новочебоксарске. И успешно вернулся назад.
Интересные факты о троллейбусах в Чебоксарах и мире
- Слово «троллейбус» заимствовано из англ. trolleybus. Это английское название возникло, по одной из версий, как сочетание американизма trolley («трамвайный вагон» — ср. брит. streetcar, tram) и английского bus («автобус»). Первые троллейбусы воспринимались публикой как «гибрид автобуса и трамвайного вагона». В ранних публикациях на русском языке троллейбус описывался как «безрельсовый трамвай».
- В Чебоксарах нет маршрутов №10 и 13. Потому что маршрут №10 связывал железнодорожный вокзал с восточной проходной завода промышленных тракторов через новоюжный жилой массив. Троллейбусы следовали по нему в часы пик. Но вскоре маршрут пришлось закрыть из-за нерентабельности. А маршрут №13 появился 3 января 1984 г. и действовал всего одну зиму. Причина закрытия — совпадение с маршрутом №7.
- Самый длинный маршрут Чебоксар — маршрут №1. Один круг — 44 км. Самым коротким был маршрут №20, пока его не продлили в декабре 2015 г. до остановки «Маштехникум».
- Во Франции из 35 троллейбусных систем сегодня действуют только 3. В США осталось 5 систем из 70. А в Германии — 3 из 80.
- Зато для Северной Кореи троллейбус — наиважнейший транспорт. 17 систем на 25 млн человек. А что делать? Ведь нефти в стране нет.
Получайте новые материалы
на почту
на почту