Напишите нам
Ваше имя
Ваш e-mail
Сообщение
#ЧЕБОКСАРЫСЕРДЦЕВОЛГИ

Дом крестьянина

Лучшая гостиница города первой половины XX века, прошедшая путь от Дома крестьянина до духовного православного училища.

Справочная информация

Адрес:
улица Константина Иванова, 1А
Назначение:
В прошлом - гостиница.
В наше время - духовное училище.
Век:
XX
Объекты рядом:
Свято-Троицкий мужской монастырь
Храм Михаила Архангела
Успенская церковь
Введенский собор
Музей им. Михаила Сеспеля
Несмотря на то, что с момента строительства прошло без малого 90 лет, и сегодня узнать это здание не составит никакого труда. Рядом с многочисленными куполами и башенками на территории Свято-Троицкого мужского монастыря величественно возвышаются стены дома, которому предназначалась завидная роль парадного входа для всех, кто приплывает в Чебоксары по Волге. Архитектура Дома крестьянина должна была подчеркнуть сразу две важных для молодой Страны Советов вещи. Во-первых, превосходство советской культуры над остатками православной. Во-вторых, огромную роль крестьянства, которое было неразрывно связано с понятием пролетариата.

Гостиница к юбилею

Молодой Чувашской Республике, выделенной из состава Казанской и Симбирской губерний всего лишь 7 лет. Чебоксары, маленький уездный городок с населением в 20 тысяч человек, постепенно обретает черты столицы. Все купеческие особняки давно национализированы, храмы приспособлены под склады, но зданий все равно катастрофически не хватает. Нет ни одной приличной гостиницы, где можно было бы переночевать, помыться, поесть. И весной 1927 года власти республики задумываются о возведении на берегу Волги Дома крестьянина. В государственном историческом архиве сохранился протокол заседания ЦИКа, на котором было решено построить такое здание в ознаменование 10-ой годовщины Октябрьской революции.
В Чебоксарах не было ни одной приличной гостиницы, где можно было бы переночевать, помыться, поесть, поэтому весной 1927 года решили возвести на берегу Волги Дом крестьянина.
Архитекторов в те годы в Чебоксарах было мало, в основном все приезжие. Из своих только Василий Александров. И тот без высшего образования. Он окончил архитектурное отделение Казанской художественной школы, но при этом сам проектировал здания, а потом еще и работал на стройке прорабом и снабженцем.
Дом крестьянина в Чебоксарах. Начало XX века.
Строил быстро: проект Дома крестьянина он представил в июле, а открыли здание в лучших традициях советского времени непосредственно к юбилею - уже 7 ноября 1927 года.
По словам историка и почетного архивиста России Владимира Ткаченко, строительство Дома крестьянина для Чебоксар было событием из ряда исключительных. Это было первое здание, построенное в Чебоксарах как общественное сооружение. До этого для проведения массовых мероприятий, конференций, съездов использовались дома, оставшиеся от купцов.
Дом крестьянина украшал городской пейзаж, возбуждал любопытство, у тех, кто высаживался на берег
По свидетельствам очевидцев, Дом крестьянина был виден издалека, с пароходов, проплывающих мимо города, с лодок, снующих no реке. Он украшал городской пейзаж, возбуждал любопытство ,у тех, кто высаживался на берег с пароходов. Многим хотелось заглянуть дальше, в город.

А был ли кедр?

Сейчас бывший Дом крестьянина спрятался за стенами Свято-Троицкого монастыря, но в 27 году храм уже не действовал. Краеведы говорили, что здание возвели на месте монастырского сада, в котором рос высокий кедр, однако нынешние историки эти легенды не подтверждают.
Здесь была хозяйственная часть, постройки. В этом легко убедиться, достаточно поглядеть на аэрофотосъемку 1926 года, - рассказывает историк-исследователь Игорь Кугураков, - где тот волшебный кедр, который снабжал всех орешками, я не знаю.

Игорь Кугураков
историк-исследователь

С партийным приветом

В 30 году сутки проживания в этой гостинице стоили всего-то 30 копеек. Сельчане вполне могли потянуть такие расходы. Но здесь не только принимали постояльцев. В Доме крестьянина находился кабинет председателя Центрального исполнительного комитета партии, хотя остальные члены ЦИК работали чуть выше по улице, в бывшем особняке купца Федора Ефремова. Здесь все время проходили съезды и конференции в гостинице был размещен и огромный по тем временам зал — на 300 посадочных мест.
В этом зале демонстрировали знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»
Участники слётов и съездов непременно фотографировались — либо в самом зале, либо во дворе. Балкона сейчас уже нет, а вот пожарная лестница сохранилась. Рядовые чебоксарцы сюда тоже заглядывали — кино посмотреть. В этом зале демонстрировали знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Звукового кинотеатра в Чебоксарах еще не было, и к нам привозили только немое кино. А когда прямо напротив появилась «Родина», здесь устроили детский кинотеатр «Ударник». С началом коллективизации Дом крестьянина переименовали в Дом колхозника, а потом и вовсе в гостиницу «Турист».
Дом крестьянина в Чебоксарах. Середина XX века.
Никаких масштабных перестроек здесь не было. Чем хорош стиль конструктивизм, так это своим рационализмом — все строго продумано. На первое место архитектор поставил функциональность здания.


С видом на Волгу

В ноябре 1941 года в номере с видом на Волгу остановился белорусский писатель, чье имя гремело на весь Советский Союз. Впрочем, настоящее его имя - Иван Луцевич - помнили немногие, рядовые читатели знали его как Янку Купалу. Вместе с женой он ехал из Минска в Казань, в эвакуацию, и автомобиль сломался как раз под Чебоксарами.
Здесь его встретил и принял старый знакомый Семен Эльгер, к тому времени уже народный писатель Чувашии. Писатели встречались, гуляли вдоль берега, разговаривали о литературе и о войне. Янке Купале Чебоксары понравились настолько, что он уже не думал ехать в Казань.
Может быть, он действительно остался бы здесь, может быть, совершенно иначе сложилась бы его судьба, но как раз в это время город подвергся первой и единственной бомбардировке за всю историю войны.

Владимир Ткаченко
почетный архивист России

Янка Купала быстро собрался и на следующий же день уехал в Казань. С Эльгером они договорились после войны встретиться в Минске, но через 7 месяцев белорусский поэт погиб в столице в гостинице «Москва» — без свидетелей, при невыясненных обстоятельствах. Официальная версия — упал в лестничный пролет.

А Чебоксарская гостиница «Турист» работала до начала 90-ых, но постояльцев, известнее Янки Купалы, в ней уже не останавливалось.

Музейный экспонат

20 лет назад облик бывшего Дома крестьянина снова изменился: крыльцо спрятали за монастырской стеной, на башне вместо герба СССР появился лик Христа, и чисто светское здание было вписано в церковный ансамбль. В 1993 году началось восстановление Свято-Троицкого монастыря, в 95-ом зашла речь о возрождении духовного училища, закрытого еще в годы первой мировой войны. Владыка Варнава попросил чиновников отдать тому времени уже опустевшее здание гостиницы, епархии.
Восстановили в первую очередь окна, рамы были абсолютно гнилые от ветхости. Полы были разбиты, разобраны. Кто-то разобрал увез часть паркета. В помещениях фактически не было отопления.


Отец Михаил
Ректор Чебоксарского духовного училища

Лик Христа на бывшем Доме крестьянина
20 лет назад на башне вместо герба СССР появился лик Христа, а 5 лет назад в бывшем Доме крестьянина был открыт музей истории православия и перевода Библии на чувашский язык. Здесь можно увидеть и Псалтырь, еще из библиотеки того прежнего духовного училища.
Когда в 1916 году его закрыли, то учеников разогнали и многие церковные книги сожгли. Но часть уцелела, благодаря прихожанам. А спустя 80 лет они вернули книги возрожденному училищу. Еще один ценный экспонат : часы первого чувашского просветителя Ивана Яковлева. Их подарил ему лично император Николай Второй. Иван Яковлевич был человеком глубоко верующим, и его родственники уже в конце века решили передать личные вещи на хранение не в национальный музей, а чувашскому митрополиту. И уже владыка Варнава принес часы в музей истории православия.

Расположение Дома крестьянина

Другие исторические объекты

Made on
Tilda