Напишите нам
Ваше имя
Ваш e-mail
Сообщение
#ЧЕБОКСАРЫСЕРДЦЕВОЛГИ

Форум исполнителей «Истоки». Живая этнография.

с 20 по 21 ноября в столице Чувашии проходил Форум редких и самобытных этнических групп и исполнителей на старинных и аутентичных инструментах «Истоки»

Международный форум редких и самобытных этнических исполнителей на старинных и аутентичных инструментах – это огромное одеяло, сотканное из ярких цветных лоскутков – культур, народов, традиций, бережно и с любовью представленных музыкантами Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Башкирии, Чувашии, Молдавии.
Они удивительные – эти чудесные, вдохновенные люди. Немного странные. И невероятно увлеченные в своем желанием донести до каждого из нас дивную музыку, подслушанную ими у ветра, в шорохе деревьев и трав, в переплетении ниточек старинных прялок…

Послушайте их голоса. Они не только виртуозно играют на своих редких музыкальных инструментах, названия которых уже звучат как чудная мелодия - алимба, бузуки, диджериду, дудельзак, раушпфайф, бомбарда, зурна, фрестел, цитоль, варганы… Они необыкновенно мудры, их сердца очень чутки, а души открыты...
Форум этнических групп и исполнителей на старинных инструментах «Истоки» в Чебоксарах
Надя Айна играет на кельтской арфе на фестивале «Истоки» в Чебоксарах
Надя Айна. Кельтская арфа

- Когда я на сцене, я существую как растение. Я ни о чем не думаю, не вижу лиц в зрительном зале. Это какое-то особое, сакральное отношение с инструментом. С технической стороны, для арфы очень важно, чтобы не было сквозняков, слишком ярких софитов. Арфа объективно очень чувствительный инструмент, ее 36 струн реагируют на все! Кроме того, мне важно договориться со своими руками, чтобы они мне подчинялись, извлекали чистый звук, артикулировали. Очень трудно сказать, кто из нас выбрал друг друга – я или арфа. Сейчас у меня три концертных инструмента – большая акустическая кельтская арфа, электроарфа и классическая педальная арфа. Я хочу отдать дань и этому инструменту, и своей любви к музыке. Мне повезло: я очень счастливый человек, потому что делаю в жизни то, что люблю. Я желаю каждому составить свою жизнь из того, что он любит!
Виталий Адюков. Золотая коллекция

- «Истоки» напоминают мне холодную ключевую воду, журчание ручейка, пение соловья, шорохи камыша… «Истоки» - это связь с природой, жизнь в ладу с миром. Я бережно храню в своем сердце то, что слышал в детстве – наигрыши гармони, бой барабана, напевы мамы, когда она ходила на веселинки в поле на праздник весны. Я припадаю к истокам, создаю музыку и прошу: слушайте, смотрите и не забывайте! Для этого я сам создаю инструменты, на которых играю. Целая коллекция редких народных инструментов, я называю ее «золотой»!

Виталий Адюков на фестивале «Истоки» в Чебоксарах
Сергей Корниенко из «Auroria» на фестивале «Истоки» в Чебоксарах
Савитра (Сергей Корниенко) «Auroria». Мы играем как дышим

- Корни музыки, которую мы играем, заложены в самой природе. Мы часто путешествуем и слушаем, как звучат реки, деревья, травы. На Алтае я запомнил особый ритм, с которым пронеслись мимо меня кони. И сейчас мы играем произведения, в основе которых лежит этот ритм. Для музыканта, особенно ищущего что-то новое, важно быть восприимчивым и умеющим слышать. Потому что музыка, по нашему убеждению, существует до того, как мы начинаем ее играть. И до того, как мы начинаем ее сочинять. Она звучит всегда. И мы слышим это звучание. Все, что мы делаем, - это стараемся быть открытыми для передачи этого звучания. Мы чувствуем себя инструментами того, что слышим в природе. Слышим, когда спим. Слышим, когда нам хорошо… Об этом писали древние, это можно встретить в ведах. Но в этом и состоит метод «Auroria» . Наша музыка… Мы играем как дышим. А человек должен дышать, чтобы жить.
Аргишти. Армянский дудук

- Все события, предметы и люди направляются к человеку, как и он к ним. Однажды мы выбрали друг друга – я и армянский дудук. Я даже думаю, что инструмент знает обо мне больше, чем я о нем. Он шел ко мне осознанно, я так полагаю…. Однажды я поехал в Армению искать отца. В результате, отца я не нашел, но...нашел инструмент, замещающий ту пустоту, которую так и не смог заполнить мой отец.

Дудук – это слезы Армении. Но думать, что дудук только грустит и плачет, - неверно. Я бы сравнил его со священником, который через боль ведет нас к счастью и успокоению. Дудук утешает. А утешение – это первый шаг к счастью… Дудук слишком серьезен, чтобы ликовать и радоваться. Его не сравнить, например, с саксофоном, - самым сексуальным инструментом. Дудук создан для тех, кто любит размышлять и кто умеет это делать.
Аргишти играет на армянском дудуке на фестивале «Истоки» в Чебоксарах
Фестиваль «Истоки» в Чебоксарах
Благодаря дудуку я женился. Я встретил внучку известного дудукиста, поиграл ей и у нас родились чувства. Мы уже пять лет женаты! Благодаря дудуку изменилось восприятие жизни, я реинкарнировал – раньше играл на барабанах, фортепьяно, исполнял рок, джаз, классику. Но как только появился дудук – все остальное отключилось сразу. Я стал больше размышлять о жизни, вечности, смерти. В Армении дудук известен уже три тысячи лет. Сейчас дудук стал известен во всем мире!

Послесловие

На самом деле – голосов, звучащих на форуме, было, конечно, больше – это гусляр Гудимир, барабанщик Мариан Калдарару, участники группы «Flos Florum Ensemble»… И был еще один голос, который не затерялся в шумном многоголосье этнической музыки. Это голос чебоксарского зрителя. И в нем было столько радости, слез, благодарности и огромной любви к миру, в котором звучит такая - живая музыка.

Made on
Tilda