Напишите нам
Ваше имя
Ваш e-mail
Сообщение

Иван Яковлев — просветитель чувашского народа

Имя Ивана Яковлева, чувашского просветителя и миссионера, известно далеко за пределами его родины. Это был человек поистине нескончаемой энергии и большого таланта. Его усилиями чувашский народ не только получил дорогу к образованию, но и «заговорил» на своем языке на бумаге.

Сирота с рождения

Иван Яковлев родился 25 апреля 1848 г. в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии. Сегодня это село входит в состав Тетюшского района Республики Татарстан.

По чувашским поверьям мальчик родился в самый счастливый день в году — в среду Светлой седмицы. Однако в первые годы жизни ему пришлось нелегко. Его мать умерла через два дня после родов. Младенцем он остался без имени и родителей.

О своем отце Яковлев никогда не говорил, разве что кратко упоминал: «Мой отец был удельный крестьянин». В крепостной России удельные крестьяне несли барщинные повинности и платили оброк, но были лично свободны. Хотя это не делало их жизнь легче.
Новорожденного сироту усыновил односельчанин — чувашский крестьянин Пахом Кириллов, который жил в нескольких саженях от дома матери Ивана Яковлева. Кстати, свои имя и фамилию мальчик получил в честь крестного отца — крепостного крестьянина Ивана Яковлева.

Детство Яковлева проходило в заботах. Он был подпаском и целые дни проводил в поле с пастухом Хакимом, который учил его говорить по-татарски, вить кнут, играть на флейте, плести лапти. В книге воспоминаний «Моя жизнь» Яковлев писал о себе: «В детстве я был хилым, тщедушным мальчиком — плохо питался. Мясо употребляли очень редко. Главным образом пища была растительная — суп и хлеб с солью».
Родители Элли Юрьева — Елена Ивановна и Михаил Иванович. 1950-е годы.
Деревня Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан)

Образование: первые шаги

В 1856 г. в Кошки-Новотимбаево приехал священник Алексей Баратынский, родственник известного поэта, заведующий удельным училищем в селе Старые Бурундуки Буинского уезда. Он искал учеников для удельного училища при храме. Так восьмилетний чувашский мальчик начал свое образование. Он поселился в семье русского крестьянина Мушкеева. Позже Иван Яковлевич с огромным теплом вспоминал эти годы.

Обучение было непростым. Сам Яковлев так описал тогдашнюю систему образования: «В первый год незнающие или плохо знающие по-русски чувашлята должны, между прочим, выучить повседневные молитвы с голоса, Символ Веры, и 10 заповедей по книге наизусть, когда они еще не умеют читать». Зазубривать на русском языке приходилось много, и это была беда всех нерусских мальчиков. Спасала только усидчивость».

Иван смог выучить наизусть Филаретовский катехизис на русском языке, ровным счетом ничего в нем не понимая. А при выпуске декламировал крыловскую «Стрекозу и Муравья», хотя свободно читать стал только через пару лет.

В 1860 г. одаренного и усидчивого чувашского подростка как лучшего ученика приняли в уездное училище в Симбирске. Правда, уже в конце года он был переведен в землемерско-таксаторские классы, которые как раз открылись при Симбирской мужской гимназии.

В 1863 г. после завершения обучения он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору, где около четырех лет проработал сельским мерщиком. Его работа была постоянно связана с разъездами по Симбирской, Казанской, Самарской губерниям. В этих поездках он близко знакомился с бытом, повседневной жизнью и культурой не только русского и чувашского, но и татарского и мордовского народов.

60-е гг. XIX столетия были временем распространения либеральных идей. Причем не только среди дворянства, но и среди разночинцев и крестьян. Проникается этими идеями и Иван Яковлевич. Под их влиянием у него формируются мысли о помощи родному чувашскому народу, но не революционным путем, а через просвещение, приобщение к грамоте и русской культуре.

Молодой человек понимает, что его образования для осуществления подобного грандиозного проекта недостаточно, и решает учиться дальше. С большим трудом он добивается освобождения от службы в удельной конторе. Поскольку по существующим правилам он как сирота, которого обучали за государственный счет, был обязан отработать не менее 10 лет. Для своего освобождения Яковлев тайной частной практикой накопил 200 руб.
интересный факт
Помощь в освобождении от ненавистной службы оказал Ивану и отставной полковник Д. С. Раевский, с которым он познакомился еще во время обучения в землемерно-таксаторских классах. Он также оказывал помощь в организации чувашской школы в Симбирске.
Директор Симбирской гимназии Вишневский с сочувствием относился к горячему желанию «инородца» поступить на учебу. Яковлеву нужно было сдать 17 экзаменов. Во время усиленной подготовки он заболел тифом, но успел поправиться.

Осенью 1867 г. он становится учеником 5 класса Симбирской мужской гимназии. Уже здесь начинает проявляться его педагогический талант и дар просвещения. Он вызывает к себе в город нескольких односельчан — чувашских мальчиков. И обучает их за свой счет. Проживают вместе — в квартире, которую снимает Яковлев. Деньги молодой человек добывал репетиторством. Позже эту частную школу поддержит инспектор народных училищ губернии Илья Николаевич Ульянов.
интересный факт
Одним из первых учеников Яковлева становится А.В. Рекеев, впоследствии переводчик и педагог, открывший на свои средства несколько сельских школ.

Учеба в университете

В 1870 г. Иван Яковлев окончил гимназию с золотой медалью. Теперь ему был открыт путь в университет без экзаменов. Но не было денег на обучение. Тогда Яковлев подает прошение о назначении ему Карамзинской стипендии. Поскольку талантливый юноша был признан «способным и достойнейшим инородцем» — деньги нашлись.

Иван Яковлев становится студентом историко-филологического факультета Казанского университета, одного из лучших в Российской империи тех лет. Кстати, в выборе факультета молодой человек колебался между историко-филологическим и физико-математическим. Но понял, что, обучаясь на последнем, не сможет в достаточной мере заниматься созданием национальной азбуки.

В годы учебы Яковлев сводит знакомство с Н.И. Ильминским, профессором и ученым-ориенталистом, берет у него консультации по национальному (или как тогда было принято выражаться «инородческому») вопросу. Уже к 1871 г. Яковлев разрабатывает свой вариант чувашского алфавита, созданный на основе русской графики, поскольку старый вариант, основанный на древнебулгарском языке, был к этому времени почти полностью забыт.

В 1872 г. выходит букварь на основе яковлевского алфавита. Причем первые два выпуска чувашский просветитель издал за свой счет, несмотря на то, что сам постоянно испытывал нужду. Книга быстро становится подлинно народной, хотя консерваторы образования поначалу встретили ее негативно.
Элии в отряде парашютистов аэроклуба города Чебоксары. Май 1954 г.
Одно их первых изданий чувашского букваря. 1873 г.
Позднее букварь Яковлева для чувашей будет переиздан под названием «Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки» (1873 г.). С этого времени чувашские буквари И.Я. Яковлева становятся двуязычными.

В 1875 г. Иван Яковлев успешно оканчивает историко-филологический факультет Казанского университета и назначается инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. В этот округ в то время входили школы Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний.

Педагогическая и просветительская деятельность

Иван Яковлевич вел активную педагогическую и просветительскую деятельность, которую по праву можно назвать целью и смыслом его жизни.

Особую роль Иван Яковлев сыграл в истории Симбирской чувашской школы, которая постепенно стала настоящей кузницей учителей для сельских школ. Он не только преподавал, но и занимался разработкой методологии обучения в национальной школе. Тогда подобных руководств еще не существовало. Составлял и выпускал учебники и учебные пособия, организовывал перевод на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой необходимой литературы.
Зачетная книжка студента Тбилисской Академии художеств Э. Юрьева. Начало 1960-х годов.
Деревянное здание школы. 1955 г.
Несколько фактов о Симбирской школе

  • В школу принимались «крещеные и некрещеные чуваши, а также русские и крещеные татары без ограничения возраста, обычно 11 и не старше 18 лет».
  • Обучение в школе вначале велось на чувашском языке. А по мере усвоения учениками русского языка преподавание всех предметов происходило уже на нем.
  • В школе преподавались предметы: Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, арифметика с методическими указаниями.
  • В школе было 4 хора учительской семинарии: мужской, женский и два смешанных, три оркестра — духовой, струнный и симфонический.
Зачетная книжка студента Тбилисской Академии художеств Э. Юрьева. Начало 1960-х годов.
Группа воспитанниц женского отделения школы в национальных костюмах.
В 1878 г. Яковлев поднял вопрос об организации женского отделения с двухклассными курсами при Симбирской чувашской школе. Власти не поддержали начинание из-за отсутствия средств, но Иван Яковлевич все равно объявил набор девушек. Заведование он поручил своей жене Екатерине Алексеевне, которая на протяжении 10 лет была не только единственной учительницей, но и наставницей и воспитательницей будущих педагогов.

Ученицы школы снабжались одеждой, билетами до дома, для них устраивались литературные вечера, праздники на Рождество и Пасху. На деньги Яковлевых игрались свадьбы и собиралось приданое. Екатерина Алексеевна была прекрасной рукодельницей, удостаивалась наград на выставках. Свои умения она также щедро передавала ученицам, справедливо полагая, что это пригодится им в жизни.

Симбирская школа подготовила и выпустила тысячи учителей и учительниц, превратилась в центр создания новой чувашской письменности, перевода и издания книг на чувашском языке, распространения их среди непросвещенного сельского населения. Яковлев радовался успехам своих учеников и писал, что многие из них достигали успеха «на поприщах науки, искусств, ремесел, сельского хозяйства».

При этом сам педагог и просветитель считал свои усилия полезными не только для чувашского, но для русского и других народов. Он был уверен, что только в сближении с русским народом, с Матерью-Россией, чувашам удастся отстоять свою народность, национальность.
«Поэтому-то одной из задач создававшейся мной школы, было всячески содействовать сближению между народами русским и чувашским на почве школьной программы, жизни, быта».
Юрий Викторов
Иван Яковлев
Родители Элли Юрьева — Елена Ивановна и Михаил Иванович. 1950-е годы.
И.Я. Яковлев и преподаватели Симбирской чувашской учительской школы. 1898 г.
Зачетная книжка студента Тбилисской Академии художеств Э. Юрьева. Начало 1960-х годов.
Группа преподавателей Симбирской чувашской учительской школы. 1899 г.
И. Яковлев активно переписывался с учеными, музыкальными деятелями, художниками тех лет. В числе его корреспондентов были известный немецкий издатель, основатель Universal Bibliothek в Лейпциге А. Реклам, французские ученые Л. Сиклер и А. Пинар, венгерские ученые Г. Балинт и Д. Месарош, а также редактор Revue Oriental, академик Б. Мункачи.
интересный факт
За 50 лет своей деятельности Яковлев написал около 2 тысяч писем. Их основная тема — просвещение и национальный подъем родного народа, приобщение его к русской культуре.
Активная деятельность великого ученого и педагога продолжалась до преклонного возраста. В возрасте 71 года он вышел на пенсию по болезни. Это был уже 1919 год. Пенсию ему и его супруге назначили по личному указанию В.И. Ленина, который был знаком с этим семейством еще по Симбирску. Владимир Ильич — один из первых советских деятелей, который по достоинству оценил итоги деятельности Ивана Яковлева.

В октябре 1922 г. Иван Яковлевич с супругой перебрался в Москву, поближе к детям. Жил сначала у сына Алексея, затем у дочери Лидии. 23 октября 1930 г. умер в возрасте 82 лет от миокардита.

Его могила расположена на Ваганьковском кладбище. Она сохранилась и поныне. Ее посещают не только родственники выдающегося просветителя, но и студенты чувашских учебных заведений.

Иван Яковлевич Яковлев — пример человека, который сделал себя сам. Бедный сирота из деревенской глубинки с детства стремился к знаниям и учился всю свою жизнь. Благодаря его трудолюбию и таланту чувашский народ не только обрел свой алфавит, но и получил возможность печатания книг на национальном языке.

Семейная жизнь

Зачетная книжка студента Тбилисской Академии художеств Э. Юрьева. Начало 1960-х годов.
Иван Яковлев с супругой Екатериной и дочерью Лидией
Со своей будущей супругой Иван Яковлевич познакомился в бытность свою студентом Казанского университета. В это время он тесно общался с профессором Н. Ильминским и его семьей, приходил к ним в гости, где и познакомился с Екатериной, дочерью его покойного друга А.А. Бобровникова, взятой в семью на воспитание.

Свадьба состоялась 26 сентября (8 октября) 1877 г., когда Екатерине исполнилось 16 лет. Самому Ивану Яковлевичу было в ту пору 29 лет. А уже 28 декабря 1878 г. в молодой семье появился первенец. Сына назвали Алексеем в честь отца супруги. Позже семейство пополнилось еще несколькими детьми — Наталией, Лидией, Николаем, Александром. К сожалению, двое из них (Наташа и Саша) умерли во младенчестве.

Сама Екатерина Алексеевна была не только прекрасной женой и матерью. Она полностью разделяла просветительские взгляды мужа, много лет возглавляла женское отделение при Симбирской чувашской школе. Умерла Екатерина Алексеевна в 1936 г., пережив своего супруга на шесть лет.
Зачетная книжка студента Тбилисской Академии художеств Э. Юрьева. Начало 1960-х годов.
Иван Яковлев с сыном Николаем
Дети И.Я. Яковлева
1878–1951 гг.
Алексей Иванович Яковлев — историк, член-корреспондент АН СССР, лауреат Сталинской премии.
1881–1942 гг.
Лидия Ивановна Некрасова (в девичестве Яковлева) — филолог, искусствовед, этнограф, переводчик с английского и немецкого языков.
1883–1949 гг.
Николай Иванович Яковлев — горный инженер, военный конструктор, музыковед.
Зачетная книжка студента Тбилисской Академии художеств Э. Юрьева. Начало 1960-х годов.
Иван Яковлев с супругой Екатериной, дочерью Лидией и преподавательницами школы. 1907 г.

Проект первого чувашского букваря

Создание чувашской азбуки было главным делом всей жизни Ивана Яковлевича. Он задумывался о ней еще в подростковом возрасте. А знакомство в университете с ученым Н. Ильминским укрепило эту идею и ускорило ее воплощение.

Первоначальный вариант чувашского алфавита состоял из 47 букв. Букварь был составлен с поучительными для народа пословицами и поговорками. Но быстро выяснилось, что 47 букв слишком сложны для запоминания, поэтому составитель алфавита оставил к 1873 г. только 25 букв.
В печатное издание вошли чувашские поговорки, пословицы и поучения:

«С одеждой обращайся аккуратно, не рви: если порвал, зашивай сам, поставь заплатку, чинить свои вещи не стесняйся, это не зазорно».

«Как только научился обращаться с ножом и топором, старайся мастерить вещи так, как их сделали другие. Мастерство постепенно совершенствуется от плохого к хорошему».

«Чтобы управлять домашним хозяйством, нужен разум».
Нарспи
С 1872 по 1919 гг. с помощью своих учеников Иван Яковлевич выпустил 33 издания чувашского букваря в различных вариантах, многие из которых ныне хранятся в дореволюционном фонде Государственного архива печати Чувашской республики.
Как глубоко верующий человек Иван Яковлевич ратовал за распространение христианства среди чувашей. Был убежден в положительной роли религиозно-нравственного воспитания. Поэтому он занялся переводом на чувашский язык православных религиозных книг.

В первую очередь, И.Я. Яковлев занялся переводом на чувашский язык Евангелия — завершил к 1911 г. Над переводом Библии он работал до 1922 г., а затем неизданные материалы передал в архив Британского библейского общества.

Кроме религиозной литературы им были изданы литературный сборник «Сказки и предания чуваш» и «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним», переводы на чувашский язык произведений русских классиков: «Полтава» А.С. Пушкина, «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, рассказов Толстого, сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.
интересный факт
За всю жизнь Яковлев издал более 100 книг и брошюр на чувашском языке.

Яковлев глазами современников и потомков

Впервые многолетний труд Яковлева по созданию чувашской азбуки, просвещению чувашского народа оценили по достоинству еще до революции 1917 г. Последователями ученого были его соратники по Симбирской школе, ученики и первые классики чувашской литературы, в том числе поэт Константин Иванов.
Дни испортились, и сразу
Дух упал, померк наш разум:
То ль татарами нам стать,
То ли в край чужой бежать?
Но нашелся некто добрый,
Изменилось время: бодро
Мы пошли путем другим,
В век иной пришли мы с ним.
До сих пор, не будь он с нами,
Что бы стало с чувашами?
Все б в татары подались,
С ихней верою сжились,
Или русскими бы стали,
Быть собою перестали.
Друг–чуваш за дело взялся,
Добрым делом он занялся.
Чувашам родным по-братски
Словом истинно чувашским
Сердце, душу тронул он,
Взволновал их, дал разгон
Чувствам, так давно дремавшим,
И заветным думам нашим.
Это ль век не новый? Да,
Новой жизни череда.
(К. Иванов, «Наше время»)

Чувашский поэт Николай Шубоссинни в своем стихотворении «Сорок лет» также высказывает мнение о значении просветительской деятельности Ивана Яковлева и Симбирской школы.

После революции 1917 г. и прихода к власти большевиков о Яковлеве пишут много, причем не только хвалебные произведения, но и охаивающие дело его жизни. Одно время даже бытовало мнение о нем как о представителе «мира сильных» и «власть имущих», как о миссионере-монархисте.

От подобных нападок имя Яковлева защитил председатель Совнаркома Владимир Ильич Ленин, который прекрасно осознал все величие личности и деятельности Ивана Яковлевича.

Начиная с 20-х гг. прошлого века об И.Я. Яковлеве в поэзии, прозе и драме написано немало произведений. Его жизни и деятельности касались такие чувашские корифеи, как Н.И. Полоруссов-Шелеби, П.П. Хузангай, Я.Г. Ухсай, А.Е. Алга, А.А. Воробьев, С.В. Эльгер, А.С. Артемьев, Г.В. Зайцев (Тал-Мрза), И.С. Максимов-Кошкинский.

И сегодня уже нет никаких сомнений, что И.Я. Яковлев — один из самых заметных деятелей культуры дореволюционной России, прекрасный педагог и организатор народного просвещения. Он посвятил свою жизнь благородному делу просвещения родного чувашского народа, помогал формированию чувашской интеллигенции, подъему национального самосознания чувашей, сохранению самобытной культуры.

Память о чувашском педагоге и просветителе

Зачетная книжка студента Тбилисской Академии художеств Э. Юрьева. Начало 1960-х годов.
Портрет И. Яковлева. Художник Э. Юрьев. 1992 г.
Образовательные учреждения
  • В 1958 г. постановлением Совета министров РСФСР Чувашскому государственному педагогическому институту присвоено имя Ивана Яковлевича Яковлева.
  • Одной из старейших школ на территории Чувашии — Аликовской — присвоено имя Ивана Яковлева.
  • Бичуринская школа, открытая И.Я. Яковлевым, носит его имя.
  • 25 апреля, в день рождения Ивана Яковлева, в Чувашии празднуется День чувашского языка.
Зачетная книжка студента Тбилисской Академии художеств Э. Юрьева. Начало 1960-х годов.
Чувашский государственный педагогический университет
Музеи

На сегодняшний день в честь И. Я. Яковлева открыто 4 музея:

  • Музей Ивана Яковлева в с. Кошки-Новотимбаево Республики Татарстан.
  • Музей Ильи Николаевича Ульянова и Ивана Яковлевича Яковлева при Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова.
  • Музей Ивана Яковлевича Яковлева в Чувашском государственном педагогическом университете.
  • Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И. Я. Яковлева» в г. Ульяновск.
Памятники и улицы
Кроме музеев бюст и памятник в Чебоксарах и памятники в Ульяновске и с. Кошки-Новотимбаево.

Имя просветителя носят проспект в Чебоксарах и улицы в Вурнарах, Ибресях и Урмарах.
    Зачетная книжка студента Тбилисской Академии художеств Э. Юрьева. Начало 1960-х годов.
    Памятник И. Яковлеву в Чебоксарах
    «Любой стране, любой нации нет славы большей, как создавать нечто для всего».
    И.Я. Яковлев

    Другие известные люди Чувашии

    Made on
    Tilda