Легенда 1. Образ матери-покровительницы делали по фотографиям родительницы первого президента Чувашии. Будущий монумент еще не успел присниться автору идеи, а в республике уже был объявлен, проведен и завершен конкурс на лицо проекта — женщину, чьи черты станут определяющими для будущего символа города и республики. Скоротечность этого мероприятия вызвала немало толков. Большинство разговоров сводились к тому, что за эталон взяли одну из фотографий матери руководителя Чувашии в молодости. Правда не так далека от истины. Разница только в том, что реальная красавица оказалась хорошей знакомой знакомого Владимира Нагорнова. Благодаря тонким чертам лица и хорошей фигуре ее нередко приглашали в художественные мастерские в качестве натурщицы. Для работы над проектом «Мать-покровительница» Зою — имя настоящее — одели в специальный костюм, взятый напрокат из музея. Для девушки это была обычная ничем не выдающаяся работа. Наверное поэтому, версия о маме президента, как образе для будущей статуи, до сих считается основной для подавляющего большинства жителей города, да и республики. |
Легенда 2. На месте строительства фундамента монумента разверзлась земля. Обычно это легенду рассказывают, как анекдот. Примерно так: Забивают строители сваи, а одна из них не забивается. И так бьют, и эдак. И технику японскую подтащили. Ну не идет и все. Ломаются сваи. Заказывают сваю из бетона покрепче — все равно ломается. Делают сваю из самого прочного бетона — свая с первого же удара проваливается под землю и уходит так, что ее даже обнаружить не могут. Правда гораздо тривиальнее. Дело в том, что грунт в непосредственной близости от Чебоксарского залива недостаточно устойчивый. Чтобы обеспечить надежность конструкции под фундамент забивались сваи длиною 22 метра — практически с 9-ти этажный дом. |
Легенда 3. За сон президента хотели вручить государственную награду. Это даже не легенда. Сообщение о том, что на соискание Государственной премии Чувашии за монумент Матери в Чебоксарах выдвинут творческий коллектив во главе с президентом, вызвало недоумение у большинства жителей республики. Благо, в правительстве вовремя спохватились и через прессу свалили вину за инициативу на рядовых чиновников, якобы таким образом пытавшихся услужить большому начальнику. Говорят, чтобы избежать возможной огласки — монумент вообще хотели вычеркнуть из перечня соискателей, но затем было отмечено, что художники не должны страдать из-за чиновников и работу рассматривали на общих основаниях. |
Легенда 4. Настоящий скандал. С большой осторожностью к монументу относится православная церковь. По мнению некоторых представителей духовенства, скульптура по своему значению очень напоминает языческих идолов. В связи с этим в Чебоксарах даже случился конфликт. Настоятель одного из храмов обвинил местное церковное руководство в идолопоклонстве. Поводом для этого послужило освящение скульптуры. В своем послании настоятель призывал принести публичное покаяние через СМИ в грехе идолопоклонства. По мнению автора письма, монумент Матери-Покровительницы, установленный по инициативе президента республики, имеет религиозный языческий характер, восходящий к чувашскому эпосу. Об этом свидетельствует ряд признаков, в том числе и надпись на постаменте: «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви». Частично виновным в скандале следует признать и руководителя республики. На этапе обсуждения проекта он пояснял, что «скульптура объединяет как христианские смыслы, например, образ Богородицы, так и черты чувашского культа покровительницы рода». Но затем президент стал твердо заявлять, что памятник не носит религиозного характера: «Мы строим светский монумент, посвященный такой светлой и святой ценности для каждого человека, как Мать». В результате конфликта «за проявленные грехи и нарушение церковных канонов дерзкого настоятеля отрешили от должности. А мать-покровительница продолжает оберегать народ Чувашии от всяческих бед. |