Напишите нам
Ваше имя
Ваш e-mail
Сообщение
#ЧЕБОКСАРЫСЕРДЦЕВОЛГИ

Театр оперы и балета в Чебоксарах

Узнайте историю самого большого театра Чувашии, который начинался как полупрофессиональный коллектив, где наряду с артистами участие принимали и рабочие, и крестьяне.

История

До первой чувашской оперы в Чебоксарах много лет ставили музыкальные спектакли. В Чувашском драматическом театре показывали «Нарспи», с участием артистов филармонии ставили музыкальные комедии «Радость», «Когда расцветает черемуха», «Три свадьбы»... Однако, чем больше подобных постановок появлялось, тем понятнее становилось, что городу нужен свой музыкальный театр.

Особенно понятно это было режиссеру Борису Маркову, который долго вынашивал планы по созданию первой чувашской оперы. Эти планы трансформировались в организацию студии, где могла бы обучаться талантливая молодежь.
Спектакль «Нарспи»
Спектакль «Нарспи»
Дорогие товарищи!... Не могу не поделиться с вами одним обстоятельством, о котором все мы, мне кажется, должны знать до начала спектакля. Дело в том, что более половины участников сегодняшнего представления еще не профессиональные артисты, а молодые люди самых разных специальностей, пришедшие в театр для учебы в студиях несколько месяцев тому назад. Это люди с производства, из техникумов, институтов и школ. Они отдают Мельпомене свое свободное время...
Борис Марков, из вступительной речи перед началом первого оперного спектакля
Опыт постановки музыкальных спектаклей имелся, оркестр, как оказалось, тоже. Его возникновению предшествовал продолжительный период под эгидой Чувашской государственной филармонии. Один из первых в Поволжье — создан в 1932 году — симфонический оркестр к моменту появления музыкального театра имел довольно большой опыт концертной работы. Оставалось только объединить имеющиеся ингредиенты.

22 мая 1960 года — день премьеры оперы Федора Васильева «Шывармань» — принято считать днем рождения национальной оперы, оперной труппы и собственно театра оперы и балета.
Опера «Шывармань»
Опера «Шывармань»
В Чебоксарах появилась национальная чувашская опера. Люди сделали почти невозможное, создав оперный театр, хотя для этого не было ни помещения, ни хора, ни миманса, ни балета... Сцена театра была усеяна лепестками цветущей черемухи, ее терпкий запах пьянил, кружил голову. Зрители не уходили из зала, сгрудившись у сцены, они снова и снова вызывали актеров... Теперь здесь признают, что студии спасли театр.
Журнал «Огонек», №14, 1962 г.
В основе оперы «Шывармань» национальная легенда, согласно которой крестьяне приносили в дар богам самую красивую девушку деревни, чтобы вода не прорывала плотину мельницы. В опере, так же как и в поэме действуют не персонажи легенды, а реальные люди - жители Чувашской деревни кануна революции 1905 года: сельский богатей Арлан - владелец водяной мельницы, девушка-сирота, батрачка Арлана, красавица Сарби, Атнер - вожак сельской бедноты, возлюбленный Сарби. Именно Сарби оказывается той жертвой, которую поглощает река. Национальной была и музыка, взятая из народных чувашских песен.

28 июня 1970 года родился первый национальный чувашский балет – состоялась премьера балета «Сарпиге» Федора Васильева. С этого момента опера и балет в этом театре властвуют безраздельно.
Балет «Сарпиге»
Балет «Сарпиге»

Здание

Строительство нового театра оперы и балета началось в 1985 году. Группа архитекторов и строителей здания была удостоена Государственной премии РСФСР (1987).
Современный облик оперного и балетного театра — по праву считается одним из архитектурных символов города. Здание, построенное в 1985 году на берегу чебоксарского залива по проекту архитекторов Бегунца и Тенета, получилось неоднозначным. Кому-то нравится его по истине величественный вид — высоченную башню административного здания и террасы пристроенных помещений не заметить просто невозможно...кто-то, по незнанию, удивляется, что в центре города стоит...элеватор...но это снаружи, а внутри все вполне себе по театральному.
По контрасту с монументально-аскетическими фасадами интерьер имеет дворцовый, торжественный характер. Много мрамора, дерева и металла. Парадная лестница, ведущая от главного входа в центральное фойе, большой — на 1000 мест, но очень уютный зал, симпатичный балкон. Одной из главных достопримечательностей здесь, является, пожалуй, главная люстра зала — огромная, высотой с приличный двухэтажный дом и невероятно завораживающая... ради нее спектакль можно посмотреть и с балкона — и сцену хорошо видно, и люстру.

Контакты

Другие театры Чебоксар

Made on
Tilda