♥ ♥

Михаил
Сеспель

Голос чувашской революционной поэзии
О Михаиле Сеспеле до сих пор известно не так много. О нем и его творческом наследии смогли узнать только благодаря изысканиям друзей и соратников. Они сразу разглядели вершину таланта чувашского поэта и бережно хранили малейшие свидетельства его жизни и творчества.

Детство и юность Сеспеля

Михаил Кузьмин (Сеспель Мишши) родился 16 (28) ноября 1899 года в деревне
Казаккассы-Шугурово Шихазанской волости Цивильского уезда Казанской губернии (с 1969 г. — д. Сеспель Канашского района Чувашской Республики).

Отец Сеспеля — Кузьма Федорович Федоров — бедный крестьянин с двумя классами образования. Мать — Агафья (Укахви) Николаевна Николаева — неграмотная крестьянка. Михаил был старшим из шести детей в семье. Односельчане вспоминали, что отец с матерью особенно любили его.
Деревня Сихтерма в Татарстане
Дом, в котором в 1899 г. родился М. К. Кузьмин (Сеспель Мишши),
д. Казаккасы (ныне д. Сеспель) Канашского района Чувашской АССР. 1984 г.
В 1907 г. мальчик пошел в начальную школу при Шихазанской второклассной учительской школе. Отморозив в детстве ноги, страдал костным туберкулезом. Иногда одна нога болела у него так сильно, что младшему брату Гурию приходилось возить Мишши в школу на санках.

Вскоре отец будущего поэта попал на каторгу за убийство в состоянии аффекта своего старшего брата на его свадьбе. Но для Сеспеля отец на всю жизнь останется другом, наставником. Позже поэт писал Анастасии Червяковой (своей платонической возлюбленной): «После моего отца, кроме Вас, у меня никого близкого человека не было» (Тетюши, 19 марта 1920 г.).

В 1911—1914 гг. Михаил работает переписчиком Шихазанского волостного правления. С началом Первой мировой войны добровольцем уходит на фронт. Он работает в штабе в санитарном поезде: помогает вывозить раненых в тыл. Но затем его комиссуют по состоянию здоровья, и в августе 1916-го он возвращается домой.

Становление Сеспеля как поэта и общественного деятеля

Осенью 1917 года он поступает в Тетюшскую учительскую семинарию. Именно в Тетюшах печатают его первое произведение. 13 (26) января 1918 года появляется небольшая публицистическая статья «Так ли помогаете?» (Çапла пулăшатăр-и?), подписанная именем Çеçпĕл.
Сеспель (Çеçпĕл) — творческий псевдоним поэта, который в переводе с чувашского означает «подснежник».
Однако сочинять поэтические произведения Михаил начал гораздо раньше. В 17 лет он пишет уже вполне зрелое стихотворение «Скоро», в котором обрушивается на царскую власть. Поэт спрашивает: «И когда же на царей с неба буря грянет?». И сам же отвечает: «Поднимается народ грозную волною, смоет грязный царский род черною бедой».

Сеспель вел активную социально-политическую деятельность. Уже в декабре 1918-го вместе с другом Павлом Бекшанским он вступает в ряды большевиков. Пишет в своем дневнике, который вел всю сознательную жизнь: «С вступлением в компартию я почувствовал себя таким вольным, сильным, свободным от всех предрассудков. Вместе с пролетариатом я почувствовал себя властелином жизни. С тех пор сознание мое ясно. Мысли могучи. Я — коммунист».

Он организует союз трудящейся молодежи города, сближается с Чувашским национальным обществом, публикует сжатую политическую программу чувашского национального действия «Наша сила» («Пирĕн вăй»), пишет стихотворения «Обездоленных свет в непосильной борьбе» и «Пуласси» («Грядущее»), в которых провозглашает лозунги свободы, равенства и братства («Развевайся, о знамя свободы святой…»).
  • Михаил Сеспель
    чувашский поэт
    Революция вдохнула в нашу жизнь новый, животворный дух. Всюду и во всем — Возрождение. Стала развиваться и чувашская поэзия, призванная освещать путь чувашского народа и быть новым духом.
В начале 1919 года Сеспель отправляется в Москву на трехмесячные курсы агитаторов-пропагандистов. В Тетюшской учительской семинарии организует партийную ячейку. С мая 1919-го начинает работать следователем в уездной судебно-следственной комиссии (позднее ее председателем) и оставляет учебу в семинарии.

В Москве Сеспелю посчастливилось видеть В. И. Ленина и слышать его выступление.

Одновременно он трудится над развитием чувашской национальной поэзии. В ноябре 1920 г. в газете «Канаш» выходит статья «Стихосложение и правила ударения», которая внесла большой вклад в развитие и практику чувашской поэзии.

Анастасия Червякова — любовь всей жизни поэта

Анастасия Червякова
Анастасия Червякова
В июне 1919 г. у своих друзей Бекшанских Сеспель знакомится с Анастасией Червяковой, ставшей впоследствии его музой, его «дорогим другом, звездочкой дальней с нежно-печальным сияньем». Она была замужем и на 10 лет старше поэта.

Анастасия Александровна (1889−1960) — дочь крестьянина села Астрадамовки бывшей Симбирской губернии. Росла в доме деда по матери, мещанина Симбирска Петра Ивановича Сыромятникова. В 1912 г. она выходит замуж за техника-строителя уездного земства Николая Виссарионовича Червякова, но супружеская жизнь не была счастливой. В 1920 г. ее муж умирает от туберкулеза.
Общение Михаила и Анастасии длилось недолго — всего 8 месяцев. Но их роман вылился в обширную переписку. Сохранилось ровно 100 писем, написанных Сеспелем для Анастасии. Он немного лукавил в письмах, приумножая собственную невзрачность. Каждое письмо было проникнуто искренним чувством любви и уважения. «Вы славная, милая… Я ничтожен, невзрачен…», — писал он. И еще: «Вам, красивым и русским, не понять никчемного и невзрачного чувашина». Он, конечно, преувеличивал. Сила его слов, его таланта и духа могла увлечь любую девушку.
М. Сеспель и А. Червякова
М. Сеспель и А. Червякова
Несмотря на то, что к тому времени «Нуся» жила отдельно от мужа, она не смогла предать узы брака. Анастасия выбрала время, когда поэт был в отъезде и покинула Тетюши. Вскоре она хоронит мужа и вновь возвращается на постоянное место жительства в Симбирск. Но больше они с Михаилом так и не увидятся. Позже, после гибели Сеспеля, она напишет о нем: «Так любить могут только идеально хорошие люди. А их в наш век так мало».

Социально-политическая деятельность Сеспеля

В Тетюшах Сеспель был заметным комсомольским деятелем, поэтому осенью 1919 года он избирается заместителем председателя укома РКСМ. После провозглашения Чувашской автономии М. Сеспель планировал участвовать «в горячей поре созидательной работы чувашской нации», о чем пишет соответствующее заявление в Чувашский обком РКП (б).

В сентябре 1920-го он возвращается на родину. И почти сразу 20-летнего молодого человека назначают председателем Ревтрибунала, а затем — заведующим отделом юстиции Чувашской автономной области. При этом он продолжает писать стихи.
Дом, в котором в 1921 г. жил и работал чувашский поэт Михаил Сеспель
Дом, в котором в 1921 г. жил и работал чувашский поэт Михаил Сеспель
Молодой человек не имел юридического образования, но обладал обостренным чувством справедливости. Поэтому старался вникнуть в обстоятельства судебного дела для вынесения приговора.
П. Г. Кипарисов. «Михаил Сеспель организует революционные отряды среди крестьян против Колчака. 1919 год» 1985.
П. Г. Кипарисов. «Михаил Сеспель организует революционные отряды среди крестьян против Колчака. 1919 год» 1985.
Делает запись в своем дневнике: «Деятелем пролетарской юстиции вступил в 22 год своей жизни. Карьеризма, бесчестности нет в моей натуре. Надеюсь никогда не замарать своей чести, но пожелаю себе, вступая в 22 год, больше смелости в жизни».

Но его политическая и государственная деятельность резко обрывается. В декабре 1920-го Сеспеля арестовывают по доносу и обвиняют в умышленном поджоге отдела юстиции. И это при том, что на момент пожара он находился в командировке.

Он провел «в застенках» полтора месяца и даже пытался покончить с собой. Хотел отравиться спичечной серой. Ему грозила нешуточная кара. В одном из документов суда по делу предлагалось сослать его в концентрационные лагеря на 5 лет в Архангельск и запретить занимать должности в советских госучреждениях.
Несмотря на абсурдность обвинения, только заступничество товарищей помогло освободить Михаила из тюрьмы через три месяца. На некоторое время ему даже запретили покидать город. Он меняет место работы и устраивается в переводческо-издательскую комиссию Чувашского облоно. Сегодня в этом здании Чебоксар размещается музей Михаила Сеспеля.

Обострение неизлечимой болезни

Неустроенный быт, полуголодное проживание, холод привели к тому, что у Сеспеля обострилось старое заболевание — костный туберкулез. Врачи рекомендуют ему переехать в теплые края на лечение. Сеспель получает разрешение на лечение в крымских санаториях. Он проводит лето в Евпатории, и болезнь отступает.

Здесь, в обстановке солнечных дней и морского воздуха, он создает свои лучшие произведения. Сохранились восемь его стихотворений крымского периода: «Гас­нет день», «Тяжесть ночи дурной», «Чуваш! Чуваш!», «Пашня Но­вого Дня», «К морю», «Далеко в поле желтый зной…», «Стальная вера» и «Прости, прощай».

Чувашский художник А. Кокель дает Сеспелю рекомендации, и тот поступает в Киевскую художественную школу. Но успевает проучиться только три недели. Снова призыв в Красную армию — в телефонно-телеграфный полк. Правда, скорое ранение и обострение болезни выводят Сеспеля из воинских рядов.

Возвращаться в Чебоксары поэт не хочет. Да и не к кому ему возвращаться и не на что. Тогда по приглашению своего друга, украинского поэта Федора Пакрышня (они познакомились на лечении), Сеспель пешком идет на Черниговщину — в село Волчья гора Остерского уезда. И начинает работать делопроизводителем в уездном земском отделении.

Обстоятельства смерти и версии гибели

Начало 30-х гг. XX века было тяжелым, голодным временем. Только что окончились Первая мировая и Гражданская войны. Свидетельством тягот того времени можно считать запись в дневнике Сеспеля, сделанную им в Чебоксарах, в бытность председателем Ревкома.
  • Михаил Сеспель
    чувашский поэт
    Во время работы в учреждении не имею возможности раздеть­ся — нет рубашки, а которая на теле, вся истлела. Спим с братом на голых досках, поедаемые клопами. Хожу в рваной одежде, а если это может явиться причиной того или иного отношения ко мне окружающих? Ужасно!

    [10 ноября 1920]
Сеспель получал мизерную зарплату, которую сводила на нет высокая инфляция. Он испытывал голод, видел кругом засилье кулаков, страдал в отрыве от родины, от расставания с любимой, испытывал муки неизлечимой болезни.
Часовня, где похоронен А. Г. Николаев
Часовня, где похоронен А. Г. Николаев
Все это не могло не оказывать влияния на душевное состояние молодого человека. Изменился даже тон его стихотворений — они становятся резкими и беспощадными.

Эй! Вы, живые, через трупы,
Через груды костей
К солнечному завтра
Резной проложите мост.

Проложите мост, 1921 г.


К тому же к этому времени Сеспель разочаровался и в революции. Он видел вокруг не революционеров, а «чиновников коммунизма». Зло писал в своем дневнике: «Одного желаю, чтобы достало сил среди безмозглых тупых баранов, среди всех гонений остаться коммунистом».
Возможно, все эти обстоятельства и привели к скорой гибели поэта. 15 июня 1922 года Михаила нашли повешенным на дереве одного из помещичьих садов вокруг города. Официально это сразу признали самоубийством. При этом следствие шло всего несколько дней и проводилось крайне поверхностно.

Запрошены были только две характеристики: личная и по имеющимся долгам. И все. Причем одна характеристика подписана 17 июня, а похороны состоялись еще 16-го.
Казалось, никого не интересовали обстоятельства гибели молодого человека.

А могло ли это быть убийством?

Вполне могло. И есть несколько косвенных доказательств этой версии.
  • 1
    Во-первых, поэт ушел из дома 14 июня и обещал квартирной хозяйке вернуться к обеду. Но его не дождались.
  • 2
    Во-вторых, он ушел босым. Его единственные ботинки износились, и он отдал их в починку. Но под деревом, на котором он висел, были найдены ботинки.
  • 3
    В-третьих, при нем нашли всего несколько вещей. Среди них — рецепт на глазное лекарство, само лекарство и 5 000 рублей. Стало известно, что деньги на лекарство он занял у своего друга Ф. Пакрышня и квартирной хозяйки — 300 000 рублей. Такая сумма не должна удивлять, инфляция тогда была просто чудовищной! Вряд ли человек, собиравшийся покончить с собой, стал бы занимать деньги и приобретать лекарство.
  • 4
    В-четвертых, при нем был шнурок от сумки. А где сама сумка и что в ней могло быть? Это вопросы без ответа.
Предполагают, что смерть молодого человека могла быть связана с его деятельностью. За несколько дней до этого события местные кулаки забили насмерть бедного крестьянина. Шло следствие. И, возможно, именно Сеспель, который отличался невероятно честной натурой, мог помешать «чиновникам от коммунизма» увести следствие в сторону.

Одним из таких чиновников был непосредственный начальник поэта Нестор Савченко, заведующий уездного земского отделения, который и мог быть причастен к гибели молодого человека.
Одним из доказательств убийства поэта является тот факт, что в городке его смерти были проведены церковные службы по Михаилу Сеспелю как по невинно убиенному. Как известно, самоубийств церковь не приемлет. И служб по самоубийцам не проводит.
Михаил Сеспель был погребен без соблюдения какой-либо обрядности, даже без гроба. Только позже, в 1924 году, его друг Федор Пакрышень установил на могиле дубовый памятник (юбу) по древнебулгарским обычаям. На плите были вырезаны стихи:

Оця едина могила
Великого поэта сховала,
З им багато пiсень нових
Буденна земля втеряла.
В 1954-м останки поэта были перезахоронены в парке г. Остер. В наше время существуют планы по перевозке останков поэта на родную землю, где он и хотел быть погребенным. Но это требует не только больших денежных средств, но и политических усилий, учитывая отношения, которые сложились между Россией и Украиной.

Жизнь после смерти: память о поэте и признание таланта

Сохранившееся наследие поэта невелико: около 60 стихотворений, отрывки романа «Беглец», часть драмы «Убик», запис­ки из дневника и более ста писем.

Пропало или не найдено множество документов, связанных с именем Сеспеля. В Чебоксарах после ареста у него отобрали дневник, письма, рукописи. Второй раз рукописи были изъяты на Украине после его смерти.

Начало поиску документов положил поэт В. Усли, побывавший в г. Остер в 1939-м и 1941-м годах. Он переслал собранные материалы С. Эльгеру в Чебоксары.

Часть произведений в родной деревне Сеспеля обнаружил поэт В. Васькин. Важные материалы были присланы украинскими друзьями Сеспеля: Н. Рубис, Ф. Пакрышнем и Е. Пенской до начала Великой Отечественной войны.
Определенный объем рукописей и документов был найден и сохранен благодаря поиску украинских журналистов М. Хазан и И. Григоренко. Кстати, именно украинские литераторы первыми признали поэтический талант чувашского юноши.
Неоценимый вклад в «расшифровку» вех жизни и творчества поэта внес Петр Чичканов, чувашский писатель и художник. Он побывал в сеспелевских местах. Сделал фотографии в Тетюшах, Чебоксарах, Евпатории, Киеве, Остре, Волчьей Горе и Старогородке. Искал документы и рукописи в Черниговском архиве. Написал биографические романы-хроники «Кăвар чĕре» («Огненное сердце», 1965), «Çĕнĕ Кун Ачи» («Сын нового дня», 1989), «Сенкер Десна» («Голубая Десна», 1992).

Многие архивные документы, касающиеся Михаила Сеспеля, до сих пор находятся в украинских архивах и ждут своих подвижников, которые прольют свет на загадки жизни чувашского «подснежника». А о личности Михаила Сеспеля лучше всего сказала Анастасия Червякова: «Так могут любить только идеально хорошие люди, а их в наш век так мало».
Памятник Михаилу Сеспелю в г. Чебоксары.
Памятник Михаилу Сеспелю в г. Чебоксары.

Мой любимый, любимый нуль

Последнее стихотворение «Мой любимый, любимый нуль» было написано Михаилом Сеспелем в последние дни жизни. Оно глубоко пессимистично.

Мой любимый, любимый нуль,
Ненавистный ты мой проклятый!
Не твою я тщету люблю ль,
Не тобой ли жизнь проклята.

Жизнь моя вся тебе отдана,
Вот и сердце принес на блюде
С кровью свежей, жри наклонясь, —
Этот дар мой последний будет.
(…)
Мне же, распявшемуся к ничто
Неизбывной и извечной тщетой,
Ты плевал мокротой…
Мне в ответ на искания…

Другие интересные факты

  • Мало кто знает, что дед Михаила по материнской линии был языческим жрецом (мучавуром). Дед щедро делился своими оккультными знаниями с внуком.
  • Михаил с детства тянулся к знаниям, хорошо рисовал, лепил из глины, вышивал, пел в церковном хоре.
  • Сеспель писал стихи на русском и чувашском языках, хорошо знал татарский и украинский.
  • Михаил Сеспель считается основателем силлабо-тонического стихосложения в чувашской поэзии.
Получайте новые материалы
на почту
Нажимая кнопку «Подписаться»,
вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных