Напишите нам
Ваше имя
Ваш e-mail
Сообщение
21 декабря 2017

Троллейбусы в Чебоксарах: история, реальность, перспективы

В России троллейбусный транспорт присутствует в 85 городах. Сегодня без него трудно представить свою жизнь. А еще 100 лет назад люди и не подозревали о его существовании.

История электротранспорта началась в Германии. В 1882 году немецкий инженер Вернер фон Сименс открыл троллейбусное движение между Берлином и его пригородом Шпандау.

Тогдашний троллейбус мало чем походил на современный и выглядел, как открытая повозка, передвигающаяся при помощи электроконтакта с проводами. Только к началу XX века он приобрел более привычный нам облик. У него появилась крыша и два бугельных токоприемника на ней.
Первый в мире троллейбус и Вернер фон Сименс
Первый в мире троллейбус и его изобретатель — Вернер фон Сименс. 1882 год.
Популярность троллейбусов в первой половине XX века объясняется дешевизной электроэнергии и несовершенством автобусного транспорта тех лет. Троллейбусы были мощнее и экологичнее. И это не пустые слова. Малосильные автобусы того времени с трудом разгонялись до 60 км в час. А в горку «ползли» чуть быстрее пешехода. И немилосердно коптили бензиновым чадом!
Троллейбус в городе Драммен, Норвегия
Троллейбус в городе Драммен, Норвегия. 1909 год.

Троллейбусы во времена СССР

В нашу страну электротранспорт пришел в первой половине 30-х годов XX столетия. В 1933 г. был проложен первый троллейбусный маршрут в Москве. А в 1936 г. «рогатые» машины можно было встретить на улицах других крупных городов — Киева, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Тбилиси.

Тогда троллейбусы были на редкость несовершенны, о комфортабельной поездке в них не приходилось и думать. Не было даже отопления, поэтому зимой пассажиры могли рассчитывать только на толщину своей одежды.
Первый в СССР пассажирский троллейбус ЛК-1
Первый в СССР пассажирский троллейбус ЛК-1.
Источник: mintrans.ru
Со временем электротранспорт становился все удобнее. К примеру, после появления троллейбусов на улицах Ленинграда они сразу стали восприниматься, как транспорт повышенной комфортности. В салоне уже было отопление, мягкие сиденья и даже занавески на окнах. Чтобы произвести впечатление на понравившуюся девушку, молодые люди приглашали их на троллейбусный рейс. Некоторых «катальщиков» милиционерам приходилось высаживать со словами: «Граждане, имейте совесть! Остальные тоже хотят покататься!».

По окончании Великой Отечественной войны троллейбусы продолжили свою эволюцию. Появлялись новые удобные для пассажиров модели — более вместительные, с широкими проходами и отличной освещенностью.

Так, в 1959 г. вошел в строй знаменитый ЗиУ-5, который выдержал целых четыре модификации. Его пассажировместимость увеличилась до 96 человек, а после усиления основания кузова на ЗиУ-5Д — до 120. К моменту запуска производства ЗиУ-5 обладал такой разгонной динамикой, что мог свободно двигаться на равных с легковыми автомобилями.
Троллейбус ЗиУ-5 в Одессе
ЗиУ-5 в Одессе.
Источник: transphoto.ru
Существовали и более редкие модели троллейбусов. Например, СВАРЗ-МТБЭС, который изготовлялся только в Москве с 1958 по 1964 гг. Его можно увидеть в культовом фильме «Берегись автомобиля», именно его водила Люба, возлюбленная Деточкина. По тем временам модель была новаторской: раздельные кресла для пассажиров с подпружиненными подушками и велюровой обшивкой, подсветка салона люминесцентными лампами.
В конце 80-х годов большой популярностью стали пользоваться сочлененные троллейбусы (поезда), состоящие из двух машин — ЗиУ-10 и ЗиУ-683. Они помогали перевозить больше пассажиров — вмещали до 164 человек. При этом не нужно было нанимать дополнительных водителей. Подобные троллейбусы с прицепом сегодня увидеть уже невозможно. Они были сняты с потока в конце XX — начале XXI веков из-за своей неповоротливости и довольно низкого уровня безопасности.
Троллейбус Зиу-683
Троллейбус ЗиУ-683.
Источник: uppm.ru

Рождение чебоксарского троллейбуса

О развитии собственной троллейбусной системы город мечтал давно. Уже в 1956 году исполком Чебоксарского городского Совета депутатов принимает решение:
«В соответствии с проектом планировки и застройки г. Чебоксары считать выбранный вид транспорта для города — троллейбус». Но пройдет еще целых 8 лет, пока в столице республики не приступят к организации троллейбусного движения.

7 ноября 1964 года состоялось открытие первого троллейбусного маршрута в Чебоксарах. Событие было приурочено к 47-летию годовщины Октябрьской революции. Троллейбус марки ЗиУ-5 прошел по маршруту «Железнодорожный вокзал — Красная площадь». Только за первый год работы было перевезено более 20 млн пассажиров. И это было только начало!

Вехи развития троллейбусного транспорта в столице Чувашии

  • 7 ноября 1965 г. — начали свою трудовую жизнь еще два троллейбусных маршрута. Машины пошли по мосту через р. Кайбулку, по улицам Калинина и Гагарина.
  • 1966 г. — открылось троллейбусное движение по улице Калинина и Московскому проспекту.
  • 7 ноября 1967 г. — заработало троллейбусное движение в Южный поселок.
  • 1968 г. — запустили троллейбусную линию до аэропорта.
  • 1969 г. — запустили троллейбусную линию до Машиностроительного завода.
  • 1971 г. — закончили строительство троллейбусной линии по проспекту Мира.
  • 1972 г. — запустили троллейбусную линию до завода им. Чапаева.
  • 1973 г. — провели реконструкцию депо №1.
  • 1976 г. — построили цех профилактического осмотра троллейбусов с открытой стоянкой на Южном поселке.
  • 1979 г. — запустили троллейбусную линию по проспекту М. Горького и улице Гузовского.
  • 1979 г. — ввели в эксплуатацию троллейбусную линию по проспекту 9-й Пятилетки.
  • 1981 г. — провели строительство троллейбусной линии от Маштехникума до Восточного поселка вокруг завода Промтракторов.
  • 1982 г. — продлили на 4,2 км троллейбусную линию по улице М. Горького и на 2,3 км троллейбусную линию по ул. Фучика.
  • 1984 г. — завершили строительство депо №2 на 100 машин в Северо-западном районе.
  • 1985 г. — начали строительство троллейбусной линии по улице Фучика.
  • 1986 г. — продлили маршрут №7 по проспекту М. Горького, улицам Университетская и М. Павлова.
  • 1986 г. — продлили на 22 км маршрут №4 до улицы Университетской.
  • 1987 г. — запустили новый маршрут от аэропорта до Красной площади.
  • 1990 г. — ввели троллейбусную линию протяженностью 7,1 км по улице Ленинского комсомола.
  • 1991 г. — запустили маршрут «Железнодорожный вокзал – завод Промтракторов».
  • 1997 г. — запустили маршрут №19 по улице Энтузиастов. За рулем первого троллейбуса на линии — Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров.
  • 1999 г. — запустили маршрут №20.
  • 2006 г. — запустили маршрут №21 по Президентскому бульвару.
  • 2008 г. — продлили троллейбусную линию по маршруту №18 до ул. Айзмана.
  • 2009 г. — продлили троллейбусную линию по маршруту №21 до Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования.
  • 1 сентября 2015 г. — продлили маршрут №12 («Университет – Маштехникум») и изменили маршрут № 6.
  • 2016 г. — начали строительство троллейбусной линии в Новый город.
  • 2017 г. — запустили маршрут №22 («улица Энтузиастов – Университет»).
Современные Чебоксары невозможно представить без троллейбусного транспорта. В городе действует 18 маршрутов, которые связывают между собой разные части города. На долю «рогатых» машин приходится до 50–60% от общего числа перевозимых пассажиров.

Куда уходят троллейбусы сегодня

В XXI веке старому доброму троллейбусу все труднее выдерживать конкуренцию с другим городским общественным транспортом. Автобусы и маршрутки передвигаются намного быстрее, более маневренно. К тому же для их работы не нужно тянуть контактные сети. Обслуживание троллейбусов в наше время обходится совсем недешево.

Эти и другие факторы приводят к тому, что троллейбусный транспорт переживает в столице республики непростое время. Машинный парк устарел и требует модернизации. Средний возраст «рогатого» парка в Чебоксарах — 15 лет. Около сотни троллейбусов нуждаются в обновлении.

Министр транспорта Чувашской республики Владимир Иванов четко обозначил проблему:
«Если каждый троллейбус стоит 10 млн, сами понимаете, какая это сумма. Без помощи республики и города Чебоксарскому троллейбусному управлению не выжить».
Кроме того, за Чебоксарским троллейбусным управлением числится огромная задолженность по оплате за электроэнергию — более 160 млн рублей. Руководители троллейбусного управления принимают экстренные меры, чтобы вывести предприятие из кризиса. Штат сотрудников сократили на 130 человек, вывели из состава организации столовую и санаторий. Сейчас планируют отменить несколько вечерних рейсов.

Сейчас руководители и власти города рассматривают разные антикризисные меры. Троллейбусы нужны Чебоксарам. Они не только играют важную роль в пассажирских перевозках, но и являются частью истории города.

Есть ли перспективы у троллейбусов в Чебоксарах?

Несмотря на объективные трудности, «ставить крест» на троллейбусах в столице республике рано. Одной из перспектив развития электрического транспорта может стать приобретение бесконтактных машин — троллейбусов с автономным ходом. Такой транспорт снабжен аккумуляторами, которые заряжаются пока движение идет вдоль контактной линии. А затем способен преодолеть расстояние до 20 км без проложенных электрических сетей.

Использование таких моделей позволит решить давнюю проблему — налаживание троллейбусного движения между Чебоксарами и Новочебоксарском. Запустить столь необходимый жителям двух городов маршрут хотели еще в 70-е годы прошлого века. Но из-за нехватки финансирования этот проект так и не был реализован.

Совсем недавно совершили пробный запуск бесконтактного троллейбуса. Он проделал путь от Площади Республики в Чебоксарах до Площади Победы в Новочебоксарске. И успешно вернулся назад.

Интересные факты о троллейбусах в Чебоксарах и мире

  1. Слово «троллейбус» заимствовано из англ. trolleybus. Это английское название возникло, по одной из версий, как сочетание американизма trolley («трамвайный вагон» — ср. брит. streetcar, tram) и английского bus («автобус»). Первые троллейбусы воспринимались публикой как «гибрид автобуса и трамвайного вагона». В ранних публикациях на русском языке троллейбус описывался как «безрельсовый трамвай».
  2. В Чебоксарах нет маршрутов № 10 и 13. Потому что маршрут № 10 связывал железнодорожный вокзал с восточной проходной завода промышленных тракторов через новоюжный жилой массив. Троллейбусы следовали по нему в часы пик. Но вскоре маршрут пришлось закрыть из-за нерентабельности. А маршрут № 13 появился 3 января 1984 г. и действовал всего одну зиму. Причина закрытия — совпадение с маршрутом № 7.
  3. Самый длинный маршрут Чебоксар — маршрут № 1. Один круг — 44 км. Самым коротким был маршрут № 20, пока его не продлили в декабре 2015 г. до остановки «Маштехникум».
  4. Во Франции из 35 троллейбусных систем сегодня действуют только 3. В США осталось 5 систем из 70. А в Германии — 3 из 80.
  5. Зато для Северной Кореи троллейбус — наиважнейший транспорт. 17 систем на 25 млн человек. А что делать? Ведь нефти в стране нет.
Made on
Tilda