О чувашских узорах устами вышивальщиц
Обновлено 6 мая 2024
Веками вышивка на рубахах служила оберегом для чувашского народа. А сейчас охранять как народное достояние приходится саму вышивку — на нее имеется даже охранная грамота: рукотворные шедевры занесены в реестр нематериального культурного наследия народов России.
Ценный кадр
Про Чувашию говорят, что это «край ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок». Традиционный орнамент можно встретить на каждом шагу. К слову, по дороге в Чебоксары в глаза бросаются автобусные остановки, расписанные чувашскими узорами. Сразу понимаешь, где находишься.
Здесь шутят, что природа не одарила их богатыми недрами, как соседей, зато дала золотые руки. Еще век назад никто бы на этих землях и не подумал взять в жены девушку, которая не умеет вышивать. Рисовать иглой замысловатые узоры она должна была научиться гораздо раньше, чем готовить обед. А сейчас такие мастерицы на вес золота…
Здесь шутят, что природа не одарила их богатыми недрами, как соседей, зато дала золотые руки. Еще век назад никто бы на этих землях и не подумал взять в жены девушку, которая не умеет вышивать. Рисовать иглой замысловатые узоры она должна была научиться гораздо раньше, чем готовить обед. А сейчас такие мастерицы на вес золота…
Промысел как искусство
Еще несколько лет назад в Чувашии о национальной ручной вышивке говорили не иначе, как о вымирающем виде народного промысла. Считанное количество мастеров бережно хранили традиции уникальной техники и значение национальных узоров. Передавать свои знания было некому, а предприниматели не спешили браться за изготовление изделий с национальной вышивкой — дело хлопотное, а сколько принесет прибыли неизвестно… Сегодня нам оставалось бы только вспоминать об утраченном искусстве глядя на музейные экспонаты, да картины, рассказывающие о прежних временах, если бы не завидное упорство коллектива фирмы художественных промыслов «Паха тере», которому удалось вдохнуть новую жизнь в почти утраченное искусство национальной чувашской вышивки.
История промысла ручной вышивки в Чувашии началась с 1921 года, когда в селе Альгешево Чебоксарского уезда Казанской губернии открылась артель для мастериц ближних деревень. В конце 1923 г. для развития традиционного промысла было учреждено товарищество «Кустарь — художник», которое спустя шесть лет получило название «Паха тере», что в переводе с чувашского означает «чудесный, качественный узор».
Со временем товарищество превратилось в крупнейшее предприятие по национальной вышивке, продукция которого отправлялась даже в европейские страны. На предприятии работали специалисты с огромным опытом и создавались уникальные изделия с вышивкой.
Однако, начиная с 90-х годов прошлого века предприятие начало приходить в упадок. Дешевый китайский ширпотреб люди предпочли ценному национальному колориту, фабрика оказалась на грани банкротства, а мастера с 30-ти летним стажем и огромным опытом работы оказались на улице.
Со временем товарищество превратилось в крупнейшее предприятие по национальной вышивке, продукция которого отправлялась даже в европейские страны. На предприятии работали специалисты с огромным опытом и создавались уникальные изделия с вышивкой.
Однако, начиная с 90-х годов прошлого века предприятие начало приходить в упадок. Дешевый китайский ширпотреб люди предпочли ценному национальному колориту, фабрика оказалась на грани банкротства, а мастера с 30-ти летним стажем и огромным опытом работы оказались на улице.
«К сожалению, старая фабрика так и прекратила свое существование, однако нам удалось сохранить бренд „Паха тере“ как символ искусства национальной чувашской вышивки»
Наталия Посынкина, генеральный директор фирмы художественных промыслов
Наталия Посынкина, генеральный директор фирмы художественных промыслов
Впрочем, сегодня можно смело утверждать, что удалось сохранить не только славное имя предприятия, но и возродить интерес к продукции, главным элементов которой являются вышитые национальные узоры.
«Это особая специфика — национальный чувашский узор хоть и геометричен по своей сути, но очень разнообразен. Каждый символ имеет свое особое значение. Это позволяет изделию быть не только красивым, но и передавать определенное послание своему владельцу
или быть оберегом»
Евгения Жачина, знаток чувашской вышивки
или быть оберегом»
Евгения Жачина, знаток чувашской вышивки
Во многом благодаря этому человеку слава о чувашской вышивке уже распространилась далеко за пределы нашей страны.
Подарок от души
Слава о вышивальщице Евгении Жачевой докатилась до Германии. Чтобы познакомиться с женщиной, которая за 35 лет своей творческой деятельности сумела разгадать 68 старинных швов, в Россию специально приехал немецкий журналист. Евгения Николаевна еще на пороге подарила ему игольницу, расшитую народными узорами. Репортер поинтересовался, сколько он ей должен. Мастерица растерялась. Разве за подарки берут деньги? Настала очередь удивляться иностранцу, который так и не понял, почему эта загадочная женщина не захотела взять плату за свой труд…
Возможно, за рубежом Евгения Николаевна действительно была бы не только знаменитой, но и довольно обеспеченной женщиной. А здесь, на родине, ее все знают, но дохода, к сожалению, это ремесло не приносит. Живет она очень скромно, но на судьбу не жалуется. Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, в свои почтенные годы без дела не сидит. Вышивает, пишет книги, обучает детей. Об одном, говорит, жалеет, что начала вышивать слишком поздно — в 40 лет. Но больше всего расстраивается из-за того, что нынешняя молодежь ремеслом предков не интересуется и упускает драгоценное время.
Первый блин
Всю стену в ее однокомнатной квартире украшает домотканое полотно с вышитой родословной. С нее, собственно, все и началось.
«Несколько десятилетий назад я задалась целью перезнакомить родственников с папиной и маминой стороны и нарисовала родословное древо на рулоне бумажных обоев, — рассказывает Евгения Жачева. — Но бумага со временем порвалась, и мне так было жалко свой труд, что я задумалась, как бы сохранить родословную. Выпилить из дерева? Мне не по силам… И тогда пришла идея вышить ее. В то время я еще ничего не знала о традиционных чувашских швах и орнаменте. Первая попытка оказалась неудачной. С лицевой стороны рисунок вроде бы напоминал чувашский узор. А с изнаночной — полная неразбериха. Обратилась к мастерам. Помогли, подсказали. Узнала, что способов вышивки у чувашей множество. Изучала древнее искусство в архивах. Исследовав все имеющиеся образцы в музеях республики, поехала в Питер — именно там сегодня находится самая большая коллекция чувашских узоров.
Я поехала и целую неделю зарисовывала там цветными карандашами чувашские орнаменты. Один узор задал мне загадку, которую я не могла расшифровать несколько недель. Вы не поверите, я спать не могла, только о нем и думала, пока однажды мне не представился случай. Уже дома я увидела в музее старинный костюм и, пока никто не видит, аккуратно потянула ниточки вышивки иголочкой. И была поражена: орнамент был выполнен двухслойным швом. Сначала мастерица вышивала узор с одной стороны, а затем точно такой же — с другой.»
Я поехала и целую неделю зарисовывала там цветными карандашами чувашские орнаменты. Один узор задал мне загадку, которую я не могла расшифровать несколько недель. Вы не поверите, я спать не могла, только о нем и думала, пока однажды мне не представился случай. Уже дома я увидела в музее старинный костюм и, пока никто не видит, аккуратно потянула ниточки вышивки иголочкой. И была поражена: орнамент был выполнен двухслойным швом. Сначала мастерица вышивала узор с одной стороны, а затем точно такой же — с другой.»
Она и не заметила, как новая страсть поглотила ее всю без остатка.
Как по писаному
Евгения Жачева говорит, что ни один из нарядов чувашской женщины не повторялся, так как, вышивая рубашку или платье, она использовала свои родовые знаки, выписывала иглой узоры оберегов.
«Чувашская вышивка — это письменность нашего народа, и орнамент можно читать как книгу. К сожалению, смысла многих узоров нам уже не понять, ведь вышивка менялась так же, как язык. Наши далекие предки использовали руническое письмо, и эти знаки дошли до нас в виде орнамента.»
Евгения Жачина, знаток чувашской вышивки
То, что делает Евгения Жачева, высший пилотаж! Она выпустила уже шесть книг, где раскрывает секреты предков, которые ей удалось разгадать. Большая часть альбомов вышла в подарочных переплетах, с глянцевыми страницами. Но деревенские жители попросили выпустить книгу попроще, чтобы она была доступна по цене.
Евгения Жачина, знаток чувашской вышивки
То, что делает Евгения Жачева, высший пилотаж! Она выпустила уже шесть книг, где раскрывает секреты предков, которые ей удалось разгадать. Большая часть альбомов вышла в подарочных переплетах, с глянцевыми страницами. Но деревенские жители попросили выпустить книгу попроще, чтобы она была доступна по цене.
Вышивальщица говорит, что современные дизайнеры ничего не понимают в традиционных узорах, им важна красивая картинка, но они не вникают в смысл орнамента.
Учат в школе
«Я всеми силами выступаю за то, чтобы в наших школах ввели такой предмет, как чувашская вышивка. Мой опыт работы с детьми показывает, что им это интересно. Причем не только девочкам. Как только мы делаем простые прямые швы, у девчонок все идет хорошо. А когда пробуем сложные узоры, тут проявляют себя мальчики. Вот что значит математическое мышление, здесь они все схватывают на ходу.»
Евгения Жачина, знаток чувашской вышивки
Евгения Жачина, знаток чувашской вышивки
На книгах Жачевой росла как специалист научный сотрудник сектора этнографии Чувашского национального музея Наталья Захарова. Будучи студенткой Чебоксарского университета, она составила свою книгу с образцами швов. И сейчас часто ее использует, когда рассказывает детям об азах традиционной вышивки.
«Мы начинаем знакомство со швов, каждый из которых имеет свое название. Вот, к примеру, шов „кукар-макар“, который на современном языке мы называем зигзаг, а вот „шыв юххи“ — зыбь ручейка. Есть швы, похожие на бараньи рога, лягушачьи или воробьиные лапки, на косички или фонарики. Это самые простые — основа основ.»
Для себя лично Наталья Захарова любит вышивать женские нагрудные розетки «кеске», отличающиеся сложным геометрическим орнаментом.
«Кто-то украшает свои дома постерами, картинами и фотографиями, а у меня на стенах висит вышивка. Мы живем в другое время, поэтому традиционные орнаменты уже не служат оберегами, но, глядя на них, я не могу оторвать взгляд, насколько они завораживают.»
Для себя лично Наталья Захарова любит вышивать женские нагрудные розетки «кеске», отличающиеся сложным геометрическим орнаментом.
«Кто-то украшает свои дома постерами, картинами и фотографиями, а у меня на стенах висит вышивка. Мы живем в другое время, поэтому традиционные орнаменты уже не служат оберегами, но, глядя на них, я не могу оторвать взгляд, насколько они завораживают.»
Этнограф рассказывает мне, что яркой особенностью чувашской вышивки является черный контур. Его наносят в первую очередь, как будто делают эскиз простым карандашом. А потом заполняют рисунок яркими нитями. И прежде всего красными, так как этот цвет является символом солнца, жизни и радости.
По словам Натальи Захаровой, в XVIII веке в руки мастериц попали нити, которые они называли армянским шелком. С той поры узоры стали гораздо ярче.
По словам Натальи Захаровой, в XVIII веке в руки мастериц попали нити, которые они называли армянским шелком. С той поры узоры стали гораздо ярче.
Шитье по правилам
Сегодня в музее национальной вышивки можно увидеть редкий наряд чувашской невесты, жемчужиной которого является покрывало перкенчек — своеобразная фата. На нем очень сложная двусторонняя вышивка, узор которой повторить невозможно.
К замужеству в сундуке каждой невесты должны были лежать наряды не только для себя, но и для жениха, а также вещи для дома. Если девушка знала, в какую семью попадет, то обязательно вышивала на платке жениха его родовые знаки. Этот платок будущий муж должен был носить на плечах во время свадьбы.
«Несмотря на о что народ был неграмотным, вышить такой орнамент без элементарных арифметических знаний невозможно, — показывает узор перкенчека Наталья Захарова. — Ошибешься на одну клеточку, и весь рисунок может сбиться. Поскольку покрывало не являлось самой необходимой вещью в доме, подруги могли одалживать его друг у друга. Рассказывают, что девушки на выданье собирались вместе, чтобы вышить один перкенчек на всех.»
К замужеству в сундуке каждой невесты должны были лежать наряды не только для себя, но и для жениха, а также вещи для дома. Если девушка знала, в какую семью попадет, то обязательно вышивала на платке жениха его родовые знаки. Этот платок будущий муж должен был носить на плечах во время свадьбы.
«Несмотря на о что народ был неграмотным, вышить такой орнамент без элементарных арифметических знаний невозможно, — показывает узор перкенчека Наталья Захарова. — Ошибешься на одну клеточку, и весь рисунок может сбиться. Поскольку покрывало не являлось самой необходимой вещью в доме, подруги могли одалживать его друг у друга. Рассказывают, что девушки на выданье собирались вместе, чтобы вышить один перкенчек на всех.»
«Всякой мастерице необходимо было знать, где должны располагаться те или иные фигуры, — рассказывает этнограф. — К примеру, выше пояса женщина могла вышить только тех животных и птиц, которые населяют нашу землю и являются по чувашской мифологии „средним миром“. На нагрудной части рубахи никогда не встретишь рыб, так как их место под водой, а значит, в самом низу.»
«Двухсторонность композиции на изделиях, просматриваемых с обеих сторон, также является характерной особенностью национальной вышивки. Даже аппликация делалась на обеих сторонах изделия. Так выполнялись поясные подвески, платки жениха, покрывала невесты, сурпаны. Швы, протекая непрерывным ручьем, не оставляли ни единого узелка, ни концов ниток. Порой трудно различить лицевую или изнаночную сторону изделия. Изумительная чистота, ювелирность, филигранность швов принесла славу чувашской вышивке.»
Из книги Е. Н. Жачевой «Чувашская вышивка»
Из книги Е. Н. Жачевой «Чувашская вышивка»
Новая жизнь старинного ремесла
13 ноября 2021 года при Чувашском национальном музее начала работу Школа чувашской вышивки. Создатели проекта решили популяризировать ремесло, передать смыслы и традиционные техники, поделиться знаниями с желающими освоить это народное искусство.
Стать учеником школы может любой желающий — новичок или опытный мастер. Здесь изучают историю и каноны чувашского искусства, семантику вышивки, ее роль в жизни народа и, конечно, осваивают различные техники исполнения швов, чтобы впоследствии составлять орнаментальные композиции для разных элементов одежды, украшений, аксессуаров и предметов декора. Среди преподавателей — лучшие специалисты в сфере чувашского народного искусства и чувашского костюма: искусствовед Геннадий Иванов-Орков, мастера Николай Балтаев и Любовь Вазюкова, художник по вышивке Татьяна Петрова, художник-модельер Людмила Шуркина, специалисты фабрики «Паха тĕрĕ», учебного центра «Облик» и др.
Обучение длится от 2 до 7 месяцев. Длительность зависит от наличия базовых знаний и навыков вышивания. В завершение выпускникам вручают сертификаты.
Стать учеником школы может любой желающий — новичок или опытный мастер. Здесь изучают историю и каноны чувашского искусства, семантику вышивки, ее роль в жизни народа и, конечно, осваивают различные техники исполнения швов, чтобы впоследствии составлять орнаментальные композиции для разных элементов одежды, украшений, аксессуаров и предметов декора. Среди преподавателей — лучшие специалисты в сфере чувашского народного искусства и чувашского костюма: искусствовед Геннадий Иванов-Орков, мастера Николай Балтаев и Любовь Вазюкова, художник по вышивке Татьяна Петрова, художник-модельер Людмила Шуркина, специалисты фабрики «Паха тĕрĕ», учебного центра «Облик» и др.
Обучение длится от 2 до 7 месяцев. Длительность зависит от наличия базовых знаний и навыков вышивания. В завершение выпускникам вручают сертификаты.
Получайте новые материалы
на почту
на почту