И я там был, мед-пиво пил: чувашские сказки, песни, поговорки, загадки
22 апреля 2020
Фольклор — отдельный пласт культуры любого народа. Это слово так и переводится — «народная мудрость». А эта мудрость собиралась веками народом для народа и отражалась в первую очередь в устном и музыкальном творчестве.
Наверняка многие из вас знают пару-тройку чувашских народных песен, или сказок, или поговорок, а на словах «Ташши, ташши, салакайăк ташши» течение уносит вас плясать. Мы изучили особенности фольклора чувашей и спешим поделиться с вами. А в конце вас ждет приятный и интерактивный бонус — тест с чувашскими загадками.
Наверняка многие из вас знают пару-тройку чувашских народных песен, или сказок, или поговорок, а на словах «Ташши, ташши, салакайăк ташши» течение уносит вас плясать. Мы изучили особенности фольклора чувашей и спешим поделиться с вами. А в конце вас ждет приятный и интерактивный бонус — тест с чувашскими загадками.
Особенности чувашского фольклора
У чувашей долгое время не было своей письменности, и все свои мысли, переживания, надежды, наблюдения и мудрость народ выражал в устном творчестве. Оно имело развитые виды и формы: сказки, легенды, мифы и предания, пословицы, поговорки и загадки, песни, сопровождаемые танцами, и частушки. Это была своего рода говорящая летопись тех времен.
Через поэтические образы и аллегории чуваши рассказывали о своей жизни — такой, какая она есть. С печалями, нуждами, горестями, радостями, ежедневными заботами и хлопотами. И обязательно — со стремлением к красоте.
Через поэтические образы и аллегории чуваши рассказывали о своей жизни — такой, какая она есть. С печалями, нуждами, горестями, радостями, ежедневными заботами и хлопотами. И обязательно — со стремлением к красоте.
Главная особенность чувашского фольклора — тесная связь с домашним и сельскохозяйственным трудом, а еще разного рода обрядами.
Основные ценности, которыми насквозь пропитаны песни, сказки и прочие проявления народной мудрости — это духовность, нравственность, любовь и уважение к другим. Они воспитывали молодое поколение: почитайте отца и мать, уважайте старших, любите родных и близких и не разлучайтесь с ними. А главное — любите землю-кормилицу, относитесь к ней бережно. Природа — çутçанталӑк — вообще занимает центральное положение в устном народном творчестве, а человек — лишь ее часть.
И удивительно, как при всех трудностях обычной жизни чуваши умели радоваться малому: они пели в полях во время работы, вышивали, украшали яркими красками игрушки и кухонную утварь в тесноте, при лучине. И всегда любили праздники.
И удивительно, как при всех трудностях обычной жизни чуваши умели радоваться малому: они пели в полях во время работы, вышивали, украшали яркими красками игрушки и кухонную утварь в тесноте, при лучине. И всегда любили праздники.

Главным собирателем чувашского фольклора был Николай Иванович Ашмарин. Он родился в 1870 году в городе Ядрин, а впоследствии стал выдающимся тюркологом, основоположником научного чувашского языкознания.
Величайшим трудом этого ученого стал 17-томный словарь чувашского языка, над которым он работал 30 лет. А в его рукописном фонде — больше 30 объемных томов. В них содержатся около 500 сказок, 13 тысяч куплетов чувашских народных песен, 4 тысячи пословиц, поговорок, загадок, народных примет. И именно благодаря Николаю Ивановичу Ашмарину все они дошли до наших дней.
Величайшим трудом этого ученого стал 17-томный словарь чувашского языка, над которым он работал 30 лет. А в его рукописном фонде — больше 30 объемных томов. В них содержатся около 500 сказок, 13 тысяч куплетов чувашских народных песен, 4 тысячи пословиц, поговорок, загадок, народных примет. И именно благодаря Николаю Ивановичу Ашмарину все они дошли до наших дней.
Сказки и легенды
У чувашского народа много сказок (юмахсем), и их все можно условно разделить на три группы: волшебные или героические, бытовые и сказки о животных. Первые — это художественный вымысел и большой полет фантазии, а их главный идейный мотив — борьба со злом за правду, за счастье народа. Самый распространенный сюжет этих сказок такой: злые силы крадут у народа благополучие и накликают на него беды, и тогда крестьянин отправляет своего сына на поиски страны счастья, и в пути юноша борется за возвращение украденного благополучия, мстит злым силам за оскверненную честь родных и своего народа.
Сказки о животных — аллегория на жизнь обычных людей и их взаимоотношения, где за животными скрываются разные человеческие характеры. Бытовые сказки же описывают повседневные жизненные ситуации и высмеивают общие человеческие недостатки и пороки.
Сказки о животных — аллегория на жизнь обычных людей и их взаимоотношения, где за животными скрываются разные человеческие характеры. Бытовые сказки же описывают повседневные жизненные ситуации и высмеивают общие человеческие недостатки и пороки.
Нередко сказки переплетаются с народными легендами (халапсем) о разных исторических личностях, героических поступках наших предков, о булгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, об Емельяне Пугачеве. Но особенно чуваши любят сказания об Улыпе — национальном мифическом добром герое-великане.
В чувашском фольклоре много сюжетов, похожих на сказки других народов. Но в сказках чувашей есть одна особенность — в них благотворная связь с землей становится сакральной, а труд на ней возвеличивается. Встречается также особый жанр народного творчества — заговоры и заклинания, связанные с языческим культом.
В любых сказках есть свои эпитеты и поэтические обороты речи — наподобие «И я там был, мед-пиво пил», «красная девица», «серый волк». В чувашских сказках это такие фразы, как «Пěр пичě — хěвел, тепěр пичě — уйăх» («Один сын — солнце, другой — луна»), «тилě-тус» («лис-друг»), «yпa-утаман» («медведь-атаман»), кикирик-автан («кукареку-петух»).
В чувашском фольклоре много сюжетов, похожих на сказки других народов. Но в сказках чувашей есть одна особенность — в них благотворная связь с землей становится сакральной, а труд на ней возвеличивается. Встречается также особый жанр народного творчества — заговоры и заклинания, связанные с языческим культом.
В любых сказках есть свои эпитеты и поэтические обороты речи — наподобие «И я там был, мед-пиво пил», «красная девица», «серый волк». В чувашских сказках это такие фразы, как «Пěр пичě — хěвел, тепěр пичě — уйăх» («Один сын — солнце, другой — луна»), «тилě-тус» («лис-друг»), «yпa-утаман» («медведь-атаман»), кикирик-автан («кукареку-петух»).
Кстати, почти три десятка любопытных чувашских сказок и легенд вы можете почитать на сайте Национальной библиотеки Чувашской Республики.
Пословицы, поговорки и загадки
Еще один жанр устно-поэтического творчества чувашей — это пословицы (ваттисен сăмăхĕсем), поговорки (каларăшсем) и загадки (сутмалли юмахсем). Они нередко были таким воспитательным инструментом — старшие, общаясь с детьми, часто говорили пословицами и поговорками, передавая мудрость предков.
Многие пословицы, поговорки и загадки чуваши заимствовали у соседей — чаще всего у русских, а также у других тюркских народов. Со временем эти короткие изречения видоизменялись: одни забывались, другие появлялись, пословица запросто могла «потерять» свою концовку и обрести новый смысл. Но в то же время исконно чувашские пословицы отражают особые черты жизни своего народа, наполненной стремлением к труду и любовью к родным.
Мы выбрали несколько интересных, почти классических чувашских пословиц:
Многие пословицы, поговорки и загадки чуваши заимствовали у соседей — чаще всего у русских, а также у других тюркских народов. Со временем эти короткие изречения видоизменялись: одни забывались, другие появлялись, пословица запросто могла «потерять» свою концовку и обрести новый смысл. Но в то же время исконно чувашские пословицы отражают особые черты жизни своего народа, наполненной стремлением к труду и любовью к родным.
Мы выбрали несколько интересных, почти классических чувашских пословиц:
- Кÿршĕ-аршă аякри тăванран паха (Соседи дороже дальних родичей)
- Çынтан сахал илсе нумай пар (Бери у людей мало, но давай много)
- Юлташран уйрăлăн — пĕр çул йĕрĕн, кил-йышăнтан уйрăлăн — вун çул йĕрĕн, ял-йышăнтан уйрăлăн — ĕмĕр йĕрĕн (С другом расстанешься — один год будешь плакать, с семьей разлучишься — десять лет будешь плакать, от народа отделишься — весь век будешь плакать)
- Вăрçă чарăнсан паттăр нумай (После войны героев много)
- Хура халăхăн хура тăпра çине урине чикмесен хырăмĕ тăранаймасть (Простой народ не может себя прокормить, не поработав на черной земле)
- Пÿрт-çурт тытма тăн-пуç кирлĕ (Чтобы управлять домашним хозяйством, нужен разум)
- Ака уйăхĕнчи ыйхă — авăн уйăхĕнчи хуйхă (Сон во время сева — горе во время молотьбы)
- Лайăх ят мултан та паха (Добрая слава ценнее богатства)
А еще больше пословиц читайте в этом материале.
Песни
Чувашию называют «Краем ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок». Про сто тысяч слов есть словари, про сто тысяч вышивок есть целый музей. Поговорим о песнях.
На каждый случай у чувашей были свои песни. Начинались сельскохозяйственные работы — крестьяне пели. Занимаясь домашними делами вроде прядения, ткачества, уборки, женщины пели. По вечерам молодые люди собирались на посиделки (улах), развлекались, девушки рукодельничали, и все, конечно же, пели.
Весной молодежь водила хороводы с играми, танцами и песнями — то плавными, неторопливыми, то быстрыми, стремительными. После весенних полевых работ начинались молодежные вечерние хороводы (вайа) и обрядовые игры (тапа или уяв) — они продолжались вплоть до сенокоса. Были особые обрядовые и ритуальные песни — их народ пел, собираясь для проведения разных праздничных обрядов: масленичных катаний (саварни чупни), гаданий на кольцах (сере яни), осенних жертвоприношений в честь нового урожая (кёр сари или аван сари). Обрядовых языческих песен было особенно много до принятия чувашами христианства.
На каждый случай у чувашей были свои песни. Начинались сельскохозяйственные работы — крестьяне пели. Занимаясь домашними делами вроде прядения, ткачества, уборки, женщины пели. По вечерам молодые люди собирались на посиделки (улах), развлекались, девушки рукодельничали, и все, конечно же, пели.
Весной молодежь водила хороводы с играми, танцами и песнями — то плавными, неторопливыми, то быстрыми, стремительными. После весенних полевых работ начинались молодежные вечерние хороводы (вайа) и обрядовые игры (тапа или уяв) — они продолжались вплоть до сенокоса. Были особые обрядовые и ритуальные песни — их народ пел, собираясь для проведения разных праздничных обрядов: масленичных катаний (саварни чупни), гаданий на кольцах (сере яни), осенних жертвоприношений в честь нового урожая (кёр сари или аван сари). Обрядовых языческих песен было особенно много до принятия чувашами христианства.
А еще были песни благодарственные и просительные, рекрутские и исторические, похоронно-поминальные или, наоборот, связанные с рождением и крещением.
Невероятной красотой отличались свадебные песни: здесь и «Плач невесты» (хÿхлев), где девушка воспевала девичество и боялась тяжелой подневольной долей замужней женщины, и веселые песни жениха, его друзей и подруг невесты, и песни-наставления молодым от старших родственников.
Были застольные песни, где воспевались старинные обычаи, дружба родственников и святость труда на земле, и были лирические песни, где юноши и девушки делились своими любовными переживаниями. Позднее распространились частушки (такмак). В этих коротеньких сатирических песенках шутливо изображались любовные увлечения молодежи, но чаще остро высмеивались недостатки некоторых членов общества, а иногда даже целых его прослоек или классов.
Были застольные песни, где воспевались старинные обычаи, дружба родственников и святость труда на земле, и были лирические песни, где юноши и девушки делились своими любовными переживаниями. Позднее распространились частушки (такмак). В этих коротеньких сатирических песенках шутливо изображались любовные увлечения молодежи, но чаще остро высмеивались недостатки некоторых членов общества, а иногда даже целых его прослоек или классов.
Чувашские песни чаще всего были одноголосыми. Дуэтное пение или многоголосие встречалось только в некоторых районах — и то под влиянием других народов: русских, украинцев, мордвы. Пели обычно только взрослые, а дети слушали. В песнях молодежи сквозила беззаботная веселость, а старшие поколения пели сосредоточенные, философски-этические песни, полные размышлений.
Чуваши относились к песням с глубоким почитанием, они видели в песнях источник здоровья, радости, счастья и через них чувствовали неразрывную связь с прошлыми поколениями. «Предки передали ее», «От дедов пришла она», — говорили они. Чуваши настолько любили песни, что даже складывали песни о песнях.
Песни нередко сопровождались танцами (ташă). При этом мелодии и движения мужских и женских танцев были разными: мужские — динамичные, темпераментные, полные удали и задора, а женские — плавные, мягкие, пластичные и очень выразительные.
Чуваши относились к песням с глубоким почитанием, они видели в песнях источник здоровья, радости, счастья и через них чувствовали неразрывную связь с прошлыми поколениями. «Предки передали ее», «От дедов пришла она», — говорили они. Чуваши настолько любили песни, что даже складывали песни о песнях.
Песни нередко сопровождались танцами (ташă). При этом мелодии и движения мужских и женских танцев были разными: мужские — динамичные, темпераментные, полные удали и задора, а женские — плавные, мягкие, пластичные и очень выразительные.
Тест на знание чувашских загадок
А теперь самое время проверить свою смекалку и знание чувашской культуры заодно — просто отгадайте эти 12 загадок.
Начать тест |
Пӗр карчӑк ҫӑварне хӗрӗх шӑрпӑк кӗрет (Одной старухе в рот сорок лучинок вмещается)
Сложно представить себе такой огромный канделябр, правда?
Что-то в этом ответе есть. Но неверно.
Браво! Вы наверняка еще помните те самые бабушкины пироги из печи.
Сорок — это слишком мало. В одном улье обычно живет от 15 до 80 тысяч пчел.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Ҫут тӗнчере мӗн хӑватлӑ? (Что на белом свете сильнее всего?)
Правильно, ведь для чувашей собственный народ — особая ценность и гордость.
Улып, конечно, очень сильный и отважный, но не такой, как целый народ.
А вот и нет. В представлении чувашей главная сила — в народе.
Чуваши наделяли природу огромной силой, но сплоченный народ в их представлении всё же сильнее.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Юлан ут хуса ҫитеймест, патша та чараймасть (Ни верхом не догнать, ни царю не остановить)
Видимо, новости в Чувашии расходятся быстрее силы ветра.
В точку! И как вы только догадались?
Ну, если отправлять вести с голубями, то считается.
В вашем ответе очень много логики — время и правда не остановить. А жаль. Но правильные ответы придумывали не мы.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Пӗнӗкҫеҫҫӗ, ҫап-ҫаврака, пӗтӗм тӗнчене ҫав ҫитӗ (Малюсенький, кругленький, весь мир обойдет)
Колобок, увы, дальше лисы не ушел. Но зато хоть мир посмотрел — правда, не весь.
«Невероятные приключения гороха» — а что, звучит неплохо.
Ну какое же оно маленькое? Солнце в 109 раз больше Земли.
Отлично! Так держать!
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Икӗ тӑван урам урлӑ пурӑнаҫҫӗ, нихҫан та пӗр-пӗрне курмаҫҫӗ (Два брата через улицу живут, никогда друг друга не видят)
Ну почти.
Когда чуваши придумали эту загадку, самолеты наверняка еще не летали.
Мы думаем, они все-таки друг за другом подглядывают.
Браво! Это было непросто.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Уҫман арчара пуҫламан шӑрттан (В закрытом сундуке непочатый ширтан)
А ведь и правда похоже
А при чем здесь сундук?
Собака — не кошка, ширтан — не картошка.
Вот бы в каждом холодильнике было по ширтану, и счастья в этом мире стало бы чуточку больше.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Шӑлсан — шӑлса пӑрахмалла мар; ҫӗклесен — ҫӗклесе пӑрахмалла мар; вӑхӑт ҫитсен хӑех каять (Ни метлой не смести, ни рукой не отбросить, придет время, само уйдет)
Рукой не отбросить, а вот сном — вполне себе можно.
Да это же гениально!
Можно еще попробовать «Контрактубекс».
Как это по-философски. Но с тенью остроумнее.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Аппӑшӗ шап-шурӑ, йӑмӑкӗ йӑм хура (Старшая сестра беленькая, младшая совсем черная)
Всё куда более прозаично.
Шăхлич, шăпăр, сăрнай, кĕсле, параппан — вот чувашские народные инструменты. Фортепиано появилось намного позже.
Да, вашей смекалке можно позавидовать.
Зебра среди древних чувашей? Серьезно?
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Алсӑр, урасӑр шывсем урлӑ кӗперсем хывать (Без рук, без ног, а через реки мосты строит)
Но ведь не только через реки.
Ну конечно! Вы неподражаемы.
Жаль только, деревянный мост сам себя не построит.
Это скорее переправа, но не мост.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Тӑваттӑн пӳрте кӗреҫҫӗ, пӗри чӑлана кӗрсе юлать (Четверо входят в избу, а один заходит в чулан)
Вы были близко.
А вас не проведешь!
Скорее «Под одной крышей — четыре ножки».
На самом деле загадок про картошку у чувашей удивительно мало, потому что появилась она позже других культур.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Ашшӗ тӳрӗ, амӑшӗ кукӑр, ачи-пӑчи кӑпӑшка (Отец прямой, мать кривая, а детишки пухленькие)
Честно сказать, мы не знаем, как вам это удается.
Загадка сложная, согласны.
А как же поговорка про яблоко от яблони?
Кажется, мы поняли вашу логику: рукоятка прямая, сам серп кривой. Но детки где?
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Симӗс Сисменти кӑвак тесе мухтанать (Зеленый Сисменди кричит: «Я синий!»)
Слишком тонко. Но истина была рядом.
А прочитайте загадку на чувашском языке еще раз.
Увы, но мимо. Прочитайте чувашский вариант загадки еще раз.
И приз «Самый внимательный и привлекательный» достается вам!
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Начар мар
Неплохо
Неплохо
Вы только начинаете погружаться в культуру чувашского народа, и это прекрасно, ведь вас ждет много всего интересного. И справедливости ради: чувашские загадки и правда непростые, а ответы на них временами и вовсе неожиданные.
Пройти еще раз |
Лайӑх
Хорошо
Хорошо
Знайте: учительница чувашского языка и литературы вами очень гордится. Вы хорошо справились с тестом, а загадку про хмель отгадывает примерно один из десяти. Продолжайте изучать чувашскую культуру вместе с нами — это правда интересно.
Пройти еще раз |
Питӗ лайӑх
Очень хорошо
Очень хорошо
«Маттур, лар, пиллӗк» — эту фразу вы наверняка слышали сотню раз. Вы прекрасно знаете язык, традиции, прошлое своего народа. А еще обладаете недюжинным и острым умом. Наше уважение!
Пройти еще раз |
Получайте новые материалы
на почту
на почту