♥ ♥

Драма «Юман» — новый феномен в национальном кинематографе

Жизнь чувашской деревни, быт и традиции ее жителей не раз попадали в объектив камеры. Мелодичность речи, звон монисты, буйство полотен красно-желтой вышивки — не образ, не форма, а народная философия. Она полна тайн, которые каждый режиссер пытается разгадать и понимает по-своему.

Артем Гаврилов
редактор
До недавнего времени энтузиасты кино обращались к литературным истокам — жаждали исторической правды и ставили произведения национальных классиков в авторской трактовке. Знакомые сюжеты вновь оживали, будоражили народную память, но с современной действительностью мало соотносились. С ценностями нового поколения уже не имели ничего общего.

16 апреля в малом зале Театра юного зрителя им. М. Сеспеля состоялась большое событие. Елена Рябцева, уроженка Чувашии, выпускница главного филфака страны, а ныне — преуспевающий московский режиссер, представила чебоксарскому зрителю свой новый короткометражный фильм на русском языке «Юман». Название картины переводится с чувашского языка как «дуб».

Премьеру ждали. Гости заполнили фойе за час до показа. Олег Цыпленков, председатель правления Союза кинематографистов Чувашской Республики, заключил: «Как же мы соскучились по родному кино!».

Предыстория

О том, что в национальном кинематографе ожидается пополнение, чувашская общественность узнала в апреле 2017 года. Тогда Елена Рябцева, которую мы близко узнали после ее яркого дебюта на II Всечувашском кинофестивале «Асам», объявила, что получила финансовую и продюсерскую поддержку корпорации «Русская Фильм Группа» и лично продюсера Алексея Петрухина на съемки нового короткометражного фильма.

Сюжет

По сценарию действие разворачивается в чувашской деревне «Юманкасы», куда с фольклорно-диалектологической экспедицией приезжает студент Даня. Он хочет пообщаться со старожилами, чтобы записать народные песни, обычаи, сказки. Помочь ему может только один человек — бабушка Хведусь. Однако не все так просто — старушка несколько лет назад потеряла сына и с тех пор ни с кем не разговаривает.

Даня не сдается: он останавливается у Хведусь и на протяжении двух недель пытается разговорить ее — получить то, что ему нужно. В корыстных устремлениях герой не замечает, что становится заложником обстоятельств. Готов ли будет Даня нести ответственность за свои поступки?
Идея фильма пришла ко мне еще в студенческие годы, когда сама побывала в одной из подобных экспедиций. Там я познакомилась с одной одинокой женщиной, которая так сильно тосковала по сыну, что называла его именем своего пса. Меня потрясла эта история. Современная трагедия маленького человека из глубинки. Со временем я продолжила эту мысль. Затронула проблему морального выбора человека, ответственности молодого поколения за совершаемые поступки.

Обновила сценарий. Изменила контекст. Выбрала другой ландшафт. Я люблю Чувашию. Всегда хотелось, чтобы о моей малой родине знали, чтобы люди всей планеты были знакомы с культурой чувашского народа.

— Елена Рябцева, режиссер «Юман»

Съемочная группа

Работа над фильмом началась в мае 2017 года. Съемки проходили в Моргаушском районе, в родной деревне отца режиссера, и продолжались пять дней. Основной состав съемочной группы прибыл из Москвы.
Команда актеров получилась по-настоящему звездной. Свои роли в «Юмане» исполнили известные деятели искусства: народная артистка РСФСР Нина Яковлева (Чувашский драмтеатр им. К.В. Иванова), режиссер Иосиф Дмитриев-Трер (ТЮЗ им. М. Сеспеля), а также московские актеры — Илья Крутояров и Вероника Айги (дочь Геннадия Айги).
Вероника Айги, Елена Рябцева, Иосиф Дмитриев-Трер и Нина Яковлева
Атнер Хузангай (от ред. — литературный критик) помогал мне связываться с разными талантливыми людьми. Именно он посоветовал Нину Михайловну Яковлеву на роль Хведусь. Я очень обрадовалась, что ей понравился сценарий, что она согласилась сниматься. Она — удивительная актриса. «Что? Нырять в воду? Я могу!», — Нина Михайловна в любое время дня и ночи была готова к экспериментам.

В фильме не раз звучит песня «Ăçта каян, чĕкеç». Ее исполняли и Нина Михайловна, и Вероника. Вторая, кстати, не говорит по-чувашски, поэтому разучивала песню вместе со своим крестным отцом. Все, кто уже посмотрел фильм, говорят, что получилось необычайно естественно, без акцента.

— Елена Рябцева, режиссер «Юман»
Фильм состоялся благодаря большой поддержке моих земляков. Уже упоминала Атнера Хузангая. Также немалый вклад внес модельер Игорь Дадиани. Он сумел договориться с Чувашским национальным музеем и получить главный реквизит — чувашский девичий свадебный наряд XVIII века, украшенный настоящими серебряными монетами! Их звон разносился по всей съемочной площадке. Веронику Айги, исполнявшую в этом наряде роль Марук, было слышно за несколько верст! Мужскую рубаху любезно предоставил искусствовед Геннадий Иванов-Орков.

Съемочная группа была большой. Мы очень подружились друг с другом. Потрясающим событием стало участие в фильме Алексея Айги (от ред. — российский композитор, руководитель Ансамбля 4'33″, сын Геннадия Айги). Он присоединился к нашей команде уже на этапе постпродакшена, написал необыкновенную музыку, которая создает атмосферу, обостряет восприятие.
— Елена Рябцева, режиссер «Юман»
Слева – Алексей Айги, в центре – Елена Рябцева

15 минут, как маленькая жизнь

К назначенному времени кинозал был переполнен. Елена поблагодарила свою команду и всех, кто пришел поддержать ее. Она напомнила, что это короткометражный фильм. Формат рассказа, одной мысли, одного глубокого дыхания.

Выключился свет. Пошли титры. Фильм начался. Судьбы вершились 15 минут. Драматичный, правдивый и вместе с тем художественно-выразительный «Юман» заворожил своими визуальными акцентами, емкими диалогами, истинно народным началом. Финальные кадры. Кульминация. Катарсис. Пауза. Аплодисменты.

Короткометражная работа Елены Рябцевой — фильм-притча, фильм-послание. Ее хочется анализировать, комментировать, обсуждать. Вот и актеры, и зрители не стали удерживать своих речей.
Я сейчас впервые увидела этот фильм, смотрела вместе с вами. Когда читала сценарий, именно так и представляла его воплощение. Сцены, фрагменты в голове себе так и рисовала.

Щемящие чувства. Поразительно получилось. Это серьезная история. История этого парня, который поначалу так цинично поступает. А потом совершает подвиг и вырастает. Потрясающе. Я очень благодарна судьбе, благодарна Лене, что стала частью этого проекта. Первая причина — потому что это красиво, честно, по-настоящему. А вторая — ее тяжело выразить словами. Это для меня дорого, потому что я знаю, как было бы приятно увидеть это моему папе. Он делал все для продвижения чувашской культуры. Он бы это оценил. Столько всего в этих 15 минутах! Просто огромное спасибо!

Юрий Викторов
Вероника Айги
актриса
Лена — молодец. Это человечно. Это именно то, что я люблю в искусстве. Это не потерянные связи с историей, которые разрываются сейчас повсеместно.

Хочется отдельное слово сказать в адрес Нины Михайловны. Спасибо вам большое, вы прекрасно держали паузы. Прекрасно. Это надо уметь. Это актеры знают, насколько это тяжело. Держать паузы. И жить в паузах. Казалось бы, ничего не делаешь. Но это гениально.

Юрий Викторов
Иосиф Дмитриев-Трер
режиссер ТЮЗ
им. М. Сеспеля
На старости лет я испытала такое счастье. Сыграть в такой поразительной картине. Роль у меня маленькая, но она мне очень понравилась. Я с удовольствием вспоминаю съемочные дни. Лена собрала такую группу. Снимали и днем, и ночью. Очень было холодно, но красиво. Трава вся ледяная была. С Илюшей у нас сразу установилась связь. Такое редко бывает. Сложилось ощущение, будто я всю свою жизнь играю с этим актером вместе. Как и по сюжету, я почувствовала что-то общее между нами. Просто удивительно.
Юрий Викторов
Нина Яковлева
народная артистка РСФСР
Этот дуб — это, конечно, великолепно. Честно говоря, я не ожидала, что это так будет. Это нужно с гордостью показывать везде. Здесь такая философия. Хочется сидеть и смотреть на это. Продолжать и продолжать. Оператор хорошо поработал. Какой туман! Какая река! А как сняли, как эта лодка идет! Изумительно! А дуб! Дуб — это же наши корни. С любовью поздравляю!
Юрий Викторов
Ева Лисина
писательница
«Юман» убеждает в неразрывной связи прошлого с настоящим. Показывает, как сильны были традиции раньше, как важны и нужны они обществу и теперь. Камерная премьера стала большим событием для чувашской общественной жизни.

У тех, кто не смог познакомиться с этой историей, услышать новое слово в чувашском кинематографе, есть шанс побывать на московской премьере — 26 апреля в 21.00 в кинотеатре «Спутник». Также фильм обещают показать на грядущем Чебоксарском международном кинофестивале.

«Юман» состоялся. И хочется верить, что он пустит свои корни вглубь и вширь. Принесет добрую славу и широкую известность не только автору, но и чувашскому народу и его культуре.

В материале использованы фотографии из личного архива Елены Рябцевой.
Получайте новые материалы
на почту
Нажимая кнопку «Подписаться»,
вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных