Край ста тысяч вышивок. Чем славятся изделия чувашских рукодельниц
05 Июля` 17
Вышивка — национальная гордость чувашского народа. Молва о ярких полотнах и нарядах с оригинальными узорами зигзагообразной и геометрической формы, что из города на Волге, ходит с давних времен по всему миру. Народный поэт Чувашии Порфирий Афанасьев пишет: «Сияют радужно веками узор чувашский и наряд, неугасимыми лучами на всю Вселенную горят». Однако год рождения чувашской вышивки до сих пор неизвестен.

Музейные собрания хранят орнаментированные вышивкой коллекции чувашской одежды, головных уборов, скатертей и салфеток преимущественно конца XVIII — начала XX веков. До наших дней дошли и отдельные образцы рубежа XV-XVI столетий.

Кĕске (вышитые «розетки» на чувашской женской рубахе в области груди), XIX век
Специалисты народного промысла, глядя на них, отмечают богатство узоров, нитей и цвета, своеобразие швов и филигранность их исполнения, а особенно восхищаются отсутствием изнанки.
Чувашская вышивка, единственная в своем роде, не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково.

Как чувашка вышивает — так она и быт обустраивает
Вышивание — самый массовый вид декоративно-прикладного искусства в Чувашии. Еще в начале XX века этим мастерством владели все чувашские девушки. К рукоделию девочек приобщали в 5-летнем возрасте. С 12−14 лет они осваивали более сложные приемы и к совершеннолетию должны были подготовить достойное приданое.
Считалось, что ничто не расскажет о девушке правдивее, чем сами ее работы. Поэтому родители жениха при выборе ему невесты всегда смотрели на вышивку претенденток. Судили так: «Аккуратные стежки — рукодельница опрятная, трудолюбивая. Значит и женой будет хорошей». Вышитые наряды служили женщинам всю жизнь и в некоторых семьях передавались из поколения в поколение.
Считалось, что ничто не расскажет о девушке правдивее, чем сами ее работы. Поэтому родители жениха при выборе ему невесты всегда смотрели на вышивку претенденток. Судили так: «Аккуратные стежки — рукодельница опрятная, трудолюбивая. Значит и женой будет хорошей». Вышитые наряды служили женщинам всю жизнь и в некоторых семьях передавались из поколения в поколение.

О чем рассказывает чувашский орнамент
Узор
«Чувашки мастерски вышивают по счету шелком свои рубашки и такими трудными узорами, что даже дама, мастерица шить по канве, полюбуется их работой»
Александра Фукс, русская поэтесса, автор этнографических очерков
Александра Фукс, русская поэтесса, автор этнографических очерков
Чувашская вышивка состоит из строгого геометрического узора с животными и растительными мотивами: полос и зигзагов, многочисленных квадратов, прямоугольников и треугольников, а изредка — из небольших овалов и кругов.

Полноценный рисунок получают разными типами швов: росписью, косым стежком, гладью, тамбуром и т.д. Рукодельницы могут использовать до 30 разных техник.
«В области прикладного искусства, каковым является вышивка, чуваши-болгары являются законодателями и учителями Волжского края»
Иван Смирнов, российский историк и этнограф
Иван Смирнов, российский историк и этнограф
Символика
Чувашский узор — знаковое письмо, шифр-послание с разными значениями, схожее с руническими письменами.
В орнамент закладывается смысл, который может отражаться на судьбе хозяина украшенной вышивкой одежды. Например, линиями обозначают жизненный путь и дорогу, рисунком животного — трудолюбие. Некоторые узоры — это конкретные имена людей и их предков, названия населенных пунктов.
В орнамент закладывается смысл, который может отражаться на судьбе хозяина украшенной вышивкой одежды. Например, линиями обозначают жизненный путь и дорогу, рисунком животного — трудолюбие. Некоторые узоры — это конкретные имена людей и их предков, названия населенных пунктов.

Солнце — ведущий символ в национальной вышивке — расшифровывается как «источник жизни». Его вышивают в форме круга, крестика, квадрата, свастики или восьмиугольника. Солнце, как и многие другие астрономические объекты, рукодельницы часто изображают с ногами. Это связано с тем, что древние чуваши обожествляли его и относили к живым существам.

Герб и флаг Чувашии
К знаку солнца в народе особое отношение по сей день. Об этом свидетельствуют наличие 3-х восьмиконечных звезд на государственных символах Чувашской Республики: гербе и флаге. На них также условно изображены дуб (древо жизни), символизирующий наследие мудрости, а также побеги, олицетворяющие детство и юность.
Цвет
Алый, приглушенный красный, мареновый, желтый, оранжевый и зеленый — самые распространенные цвета чувашской вышивки. Каждый из них несет в себе глубокий подтекст.
По верованиям чувашей, черный — это цвет земли. Красный подразумевает огонь, источник счастья и торжества, желтый — солнце и радость, зеленый — жизнь и плодородие, синий — волшебство, а белый фон холста — чистоту и здоровье.
По верованиям чувашей, черный — это цвет земли. Красный подразумевает огонь, источник счастья и торжества, желтый — солнце и радость, зеленый — жизнь и плодородие, синий — волшебство, а белый фон холста — чистоту и здоровье.

Раньше чувашские рукодельницы вышивали нитками из растительного волокна, шелками и шерстяными нитками на домотканом холсте. Добивались яркого цвета в домашних условиях. Например, иногда красили нитки корой дуба. Они вымачивали их в отваре коры несколько дней, чтобы получился насыщенный малиновый цвет, и еще дольше — до темно-коричневого цвета.
Также для окраски нитей древние чуваши использовали листья и стебли растений и деревьев, которые придавали их волокнам зеленый цвет, а солома — желтый. Для закрепления цвета нитки варили в котлах.
Также для окраски нитей древние чуваши использовали листья и стебли растений и деревьев, которые придавали их волокнам зеленый цвет, а солома — желтый. Для закрепления цвета нитки варили в котлах.
Узоры чувашей разных этнографических групп
Чувашский этнос состоит из 3-х групп: верховых (вирьял), средненизовых (анат енчи) и низовых (анатри) чувашей. Такое исторические деление связано с местом проживания коренного населения относительно течения Волги.
Несмотря на общую национальную принадлежность, этнографические группы имеют отличия в традициях. Особенно очевидно они прослеживаются в вышивке.
Несмотря на общую национальную принадлежность, этнографические группы имеют отличия в традициях. Особенно очевидно они прослеживаются в вышивке.

Женские поясные подвески, прикрывающие тыльную часть, верховых чувашей (вирьял) и средненизовых (анат енчи), XIX век
Орнамент верховых чувашей — мелкий, филигранный, с большим количеством разных типов швов. Такая вышивка требует немалой кропотливости от рукодельницы. В работах вирьял также находят отражение элементы марийского традиционного орнамента. Проживая столетиями бок о бок, народы невольно заимствуют черты культур друг друга.
Вышивка низовых чувашей — более яркая и насыщенная. Ее орнамент — крупный, полихромный, с большим количеством стилизованных узоров, некоторыми элементами татарской вышивки.
В работах рукодельниц средненизовой группы встречаются элементы орнамента как верховых чувашей, так и низовых.
Вышивка низовых чувашей — более яркая и насыщенная. Ее орнамент — крупный, полихромный, с большим количеством стилизованных узоров, некоторыми элементами татарской вышивки.
В работах рукодельниц средненизовой группы встречаются элементы орнамента как верховых чувашей, так и низовых.
«Русская вышивка тоже хороша, но чувашская — просто изумительна!»
Иван Яковлев, чувашский просветитель, создатель нового чувашского алфавита
Иван Яковлев, чувашский просветитель, создатель нового чувашского алфавита
Чувашская вышивка сегодня — узнаваемый мировой бренд. В каждом доме чувашей бережно хранятся вышитые салфетки и полотенца. Одежду с элементами национального орнамента с удовольствием носят не только в Чувашии, но и за ее пределами. Разумеется, эти наряды далеки от одеяний наших предков, но они несут в себе народную память и напоминают нам об уникальной культуре с тысячелетней историей!
Автор: Екатерина Ильина
Получайте новые материалы
на почту
на почту