Музей железнодорожного транспорта под открытым небом
Проезжая через Путепровод Мира над территорией Объединенного железнодорожного хозяйства, многие успевают заметить внизу, под мостом, мелькнувшие в окне троллейбуса яркие модели. Однако далеко не все чебоксарцы знают, что это место, раньше занятое неряшливой свалкой, сегодня являет собой ухоженный скверик и бережно хранит необычную выставку паровозов, вагонов и редких скульптур под открытым небом.
История создания музея ОЖДХ
Музей организовало Объединенное железнодорожное хозяйство. ОЖДХ занимается погрузкой и разгрузкой товаров, которые прибывают по железной дороге в Чебоксары и Новочебоксарск. Сотрудники предприятия в свободное от работы время создают весьма реалистичные копии как современного, так и исторического оборудования, с которыми теперь может ознакомиться любой желающий.
31 августа 2012 года на расчищенном от мусора пустыре была открыта стела ОЖДХ с изображением перспективы Чебоксар, оформленная чувашским орнаментом. Рядом с ней расположилась скульптура рабочего-стропальщика под названием «Созидатель», созданная Владиславом Немцевым, заслуженным художником Чувашской Республики.
Постепенно одна за другой здесь стали появляться модели паровозов и вагонов. Макеты выполняются из подручных материалов умельцами и на 100%-ую точность не претендуют. Зато каждый экспонат можно рассмотреть абсолютно бесплатно и осознать, что железнодорожной техники на самом деле великое множество. Каждый агрегат выполняет свою функцию, а паровозы и вовсе являются настоящим произведением инженерного искусства.
Сейчас в мини-музей охотно приходят родители с детьми, иногородние посетители, приезжают молодожены на свадебную фотосессию. Сквер регулярно пополняется новыми моделями. Сотрудники предприятия планируют украсить свою коллекцию уменьшенной копией Эйфелевой башни.
Экспонаты
Макет бронепоезда «Комсомол Чувашии» — гордость музея
С особым чувством железнодорожники создавали макет бронепоезда «Комсомол Чувашии», считая его настоящим памятником, посвященным Великой Отечественной войне. Рабочие предприятия трудились над этим проектом 4 месяца: изучали историю, поднимали архивные документы. Добиться нужного результата оказалось непросто, зато макет получился практически точной копией легенды.
В годы Великой Отечественной войны на Канашском вагоноремонтном заводе были построены несколько бронепоездов. Один бронепоезд (типовой проект ОБ-3, состав из 4-х бронеплощадок и один бронепаровоз) получил название «Комсомол Чувашии». Средства на него собирала молодежь республики. Всего набралось 1,3 млн рублей, 320 тысяч из которых перечислили со своих заработков сами заводчане. В середине февраля 1942 года бронепоезд передали командованию 53-го отдельного дивизиона бронепоездов (ОДБП). Около половины личного состава были членами Чувашского комсомола. 27 марта 1942 года жители Канаша проводили на фронт «Комсомол Чувашии». Боевое крещение бронепоезд получил при отражении налетов вражеских самолетов, даже сбил один из них.
В годы Великой Отечественной войны на Канашском вагоноремонтном заводе были построены несколько бронепоездов. Один бронепоезд (типовой проект ОБ-3, состав из 4-х бронеплощадок и один бронепаровоз) получил название «Комсомол Чувашии». Средства на него собирала молодежь республики. Всего набралось 1,3 млн рублей, 320 тысяч из которых перечислили со своих заработков сами заводчане. В середине февраля 1942 года бронепоезд передали командованию 53-го отдельного дивизиона бронепоездов (ОДБП). Около половины личного состава были членами Чувашского комсомола. 27 марта 1942 года жители Канаша проводили на фронт «Комсомол Чувашии». Боевое крещение бронепоезд получил при отражении налетов вражеских самолетов, даже сбил один из них.
8 июля 1942 года немцы прорвались на Северный Кавказ. На станции Тихорецкая развернулись горячие бои. Неприятель бросил в бой много техники и живой силы. Бронепоезд «Комсомол Чувашии», прячась за водонапорной башней, маневрируя, вел артиллерийский огонь по танкам. Три бронепоезда, в том числе «Комсомол Чувашии», приняли там свой последний бой. Экипажи уничтожили много танков и другой военной техники, более 400 солдат и офицеров. Закончились боеприпасы, запасы угля, воды. Стало ясно, что стальные крепости могут быть захвачены фашистами.
Последний приказ Ставки Северо-Кавказского фронта от 5 августа 1942 года гласил: «Боеприпасы израсходовать. Все носимое вооружение взять с собой, затворы пушек утопить в водоемах, а бронепоезда взорвать». «Комсомол Чувашии» отстреливался до последнего снаряда и был взорван экипажем.
За время боев на Северо-Кавказском фронте 53-й дивизион уничтожил тысячи солдат и офицеров противника, более 100 танков, подбил более 10 самолетов, разрушил сотни блиндажей и дотов.
Изготовление бронепоездов типа ОБ-3 велось одновременно на 9 заводах НКПС и в 43 железнодорожных депо. Базой для бронепаровозов служили паровозы серии «О» типа 0−4-0, бронировавшихся вместе с 4-осным тендером. Максимальная масса бронепоезда — 400 тонн, скорость — 45−50 км/ч. Запас хода по воде — 80−100 км, по углю — 100−120 км (с тендером — 250−300 км). Важно отметить, что «крепости на колесах» отличались высокой точностью огня. Подготовка к бою проводилась в короткое время, так как артиллеристы могли очень быстро и точно определить положение своих орудий по местонахождению бронепоезда на железнодорожном полотне.
Последний приказ Ставки Северо-Кавказского фронта от 5 августа 1942 года гласил: «Боеприпасы израсходовать. Все носимое вооружение взять с собой, затворы пушек утопить в водоемах, а бронепоезда взорвать». «Комсомол Чувашии» отстреливался до последнего снаряда и был взорван экипажем.
За время боев на Северо-Кавказском фронте 53-й дивизион уничтожил тысячи солдат и офицеров противника, более 100 танков, подбил более 10 самолетов, разрушил сотни блиндажей и дотов.
Изготовление бронепоездов типа ОБ-3 велось одновременно на 9 заводах НКПС и в 43 железнодорожных депо. Базой для бронепаровозов служили паровозы серии «О» типа 0−4-0, бронировавшихся вместе с 4-осным тендером. Максимальная масса бронепоезда — 400 тонн, скорость — 45−50 км/ч. Запас хода по воде — 80−100 км, по углю — 100−120 км (с тендером — 250−300 км). Важно отметить, что «крепости на колесах» отличались высокой точностью огня. Подготовка к бою проводилась в короткое время, так как артиллеристы могли очень быстро и точно определить положение своих орудий по местонахождению бронепоезда на железнодорожном полотне.
Макет вагона модели 11-К001
В музее представлен макет 4-осного крытого цельнометаллического вагона модели 11-К001, предназначенного для перевозки штучных, зерновых и других грузов широкой номенклатуры, требующих защиты от атмосферных осадков. В реальности его грузоподъемность — 64−68 тонн, масса самого вагона — 24 тонны. Он может развивать скорость (конструкция позволяет) до 120 км/ч. Максимальная ширина вагона — 3228 мм. Срок службы: 32 года.
Макет полувагона модели 12-1505
Следующий экспонат — макет 4-осного цельнометаллического полувагона с глухим кузовом модели 12−1505, предназначенного для перевозки сыпучих, крупнокусковых, штучных и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. В реальности его грузоподъемность — 69 тонн, масса самого вагона — 22 тонны. Разгоняется до 120 км/ч. Максимальная ширина вагона — 3134 мм. Срок службы: 22 года.
Макет цистерны модели 15-1614
Здесь вы можете увидеть макет 4-осной цистерны модели 15−1614, предназначенной для перевозки соляной и других кислот, грузоподъемностью 65 тонн. Масса такой цистерны — 18 тонн, общий объем котла — 63 кубических метра. Разгоняется до 120 км/ч. Срок службы: 18 лет.
Макет платформы модели 13-926
Неподалеку от макета цистерны — макет 4-осной универсальной платформы модели 13−926, предназначенной для перевозки колесных и гусеничных машин, штучных, лесных и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Грузоподъемность — 69 тонн, вес платформы — 19 тонн. Разгоняется до 120 км/ч. Максимальная ширина платформы — 3190 мм. Срок службы: 32 года.
Макет крана КДЭ (КЖДЭ) 16 (163)
Другой не менее интересный экспонат чебоксарского музея ОЖДХ — макет крана КДЭ (КЖДЭ) 16 (163) на железнодорожном ходу с дизель-электрической силовой установкой, предназначенного для механизации погрузо-разгрузочных и строительно-монтажных работ. Основной вариант исполнения — 15-метровая стрела и крюк для погрузки штучных грузов. Кран дополнительно может быть оборудован двухчелюстным грейфером, «пауком» или грузовым электромагнитом. Грузоподъемность — 10 тонн. Скорость передвижения — до 10 км/ч. Длина по концам автосцепок — 8240 мм. Ширина крана — 3060 мм.
Макет паровоза серии Нд
На выставке ваше внимание привлечет макет паровоза серии Нд, предназначенного для тяговой силовой установки для пассажирских и грузовых поездов. Проект этой модели разработан в 1891 году на Александровском заводе в Санкт-Петербурге под руководством профессора Н. Л. Щукина.
Первые 2 паровоза изготовили в 1892 году, им присвоили серию Н (Николаевская железная дорога). Эти паровозы были оснащены котлами с поверхностью нагрева 162 квадратных метра с давлением пара 11 кг/см2.
У товарных локомотивов преобладал черный цвет, а у пассажирских главенствовал зеленый. На Николаевской дороге при пробных поездках на участке «Санкт-Петербург — Бологое» составы весом 390 тонн на подъемах паровозы серии Нд развивали устойчивую среднюю скорость 48 км/ч и усилие тяги около 5000 кг. До 1912 года каждая железная дорога присваивала паровозам наименование серий по своему усмотрению.
Первые 2 паровоза изготовили в 1892 году, им присвоили серию Н (Николаевская железная дорога). Эти паровозы были оснащены котлами с поверхностью нагрева 162 квадратных метра с давлением пара 11 кг/см2.
У товарных локомотивов преобладал черный цвет, а у пассажирских главенствовал зеленый. На Николаевской дороге при пробных поездках на участке «Санкт-Петербург — Бологое» составы весом 390 тонн на подъемах паровозы серии Нд развивали устойчивую среднюю скорость 48 км/ч и усилие тяги около 5000 кг. До 1912 года каждая железная дорога присваивала паровозам наименование серий по своему усмотрению.
Всего было построено около 1000 паровозов серии Н, которые стали самым распространенным типом пассажирского локомотива на железных дорогах дореволюционной России. Многие из них проработали 50 и более лет. Последние паровозы серии Нд были исключены из инвентаря железных дорог МПС в начале 60-х годов ХХ века.
Макет тепловоза ТГМ-4
В музее ОЖДХ хранится и макет маневрового тепловоза ТГМ-4, предназначенного для маневровой работы на промышленных предприятиях по подаче, уборке и расстановке вагонов по фронтам выгрузки или погрузки. Для работы в поездном режиме на короткие перегоны. Мощность по дизелю — 750 лошадиных сил (552 кВт). Конструкционная скорость движения: маневровый режим — 27 км/ч, поездной режим — 55 км/ч. Длина тепловоза по осям автосцепок — 12 600 мм. Число тележек — 2. Число ведущих осей — 4. Тип передачи: гидравлическая многоциркулярная с двумя гидротрансформаторами ТП-1000 м.
Стоимость
Контакты и расположение
Адрес:
г. Чебоксары, пр-т Мира, 1Д
Остановка общественного транспорта: Агрегатный завод
г. Чебоксары, пр-т Мира, 1Д
Остановка общественного транспорта: Агрегатный завод
Сайт:
ogdh.ru
ogdh.ru
Получайте новые материалы
на почту
на почту