♥ ♥

Музей истории трактора в Чебоксарах

Здесь не встретишь надписи «Руками не трогать». Ко всем экспонатам, включая самые старые и раритетные, можно не только прикоснуться, но и попробовать их в деле — прокатиться.

Сделать экспозицию интересной и максимально интерактивной — такой была главная идея создателей уникального для страны музея.
  • Альберт Сергеев
    директор музея истории трактора
    Статичные экспонаты сегодня мало интересны, особенно если это машины. Поэтому нашей задачей было не просто отыскать необычные тракторы и восстановить их, а привести в рабочее состояние. Мы надеемся, что музей будет интересен не только взрослым, но и детям.

Есть идея

Появление этого объекта на карте города стало возможно благодаря частной инициативе. Дело в том, что начале 1970-х годов в столице Чувашии началось строительство одного из крупнейших тракторных заводов мира. В 1975 году с конвейера Чебоксарского завода промышленных тракторов (ОАО «Промтрактор») сошел первый трактор Т-330. Уже в наше время предприятие стал частью Коцерна «Тракторные заводы», руководство которого и выступило с идеей создания такого музея.
Экспонат в музее истории трактора
Задача была поставлена по истине амбициозная — собрать самую большую в мире коллекцию тракторной техники различных заводов, а также коллекцию моделей и макетов тех тракторов, которые уже невозможно найти.

По оврагам наскребли

Здесь можно без труда проследить всю историю развития техники от сохи до бульдозера самого последнего поколения. Альберт Сергеев с сожалением отмечает, что раньше на заводах не существовало музейных традиций, когда каждая новая модель обязательно сохранялась. Поэтому многие из нынешних экспонатов покупали у сельских жителей.

Некоторые долгое время служили памятником доблестного труда советского народа и стояли на постаментах, другие, напротив, были брошены на окраинах бывших совхозов и оврагах. Реставраторам пришлось немало потрудиться над тем, чтобы придать машинам первоначальный вид.
Развитие техники от сохи до бульдозера в Музее истории трактора в Чебоксарах
Развитие техники от сохи до бульдозера
Каждая машина любовно восстанавливалась энтузиастами фактически из груд ржавого металла. Верится в это с трудом — машины выглядят почти как суперкары. Однако сидеть в них ну очень неудобно, залезать — тем более. Но это не смущает любителей пофотографироваться. Ирония судьбы — скромные труженики полей стали главными элементами вполне гламурных фотосессий.
Музей истории трактора в Чебоксарах

Умелые ручки

Как рассказали нашему порталу в музее, легче всего было подобрать детали для техники, которая в разные годы собиралась на Чебоксарском тракторном заводе. Если это было невозможно, по старым архивным документам восстанавливали технологию производства. А вот над зарубежными моделями пришлось попотеть.
Сейчас здесь заводится примерно половина из представленных машин. Среди них есть настоящие раритеты, отыскать которые сегодня стоит не только больших трудов, но зачастую и денег.
К примеру, тот же американский трактор «Фордзон» во второй половине 20-х годов прошлого столетия был самым распространенным в стране сельскохозяйственным трактором, заменившим лошадей с сохой. В 1934 году ему на смену пришел трактор «Универсал». С него в отечественном тракторостроении началась эра выпуска пропашных тракторов. Эти машины с керосиновым двигателем и металлическими колесами первыми начали экспортировать за границу.
Музей истории трактора в Чебоксарах
В единую коллекцию собраны 40 раритетных колесных, гусеничных, промышленных, трелевочных тракторов, многие из которых пригодны для эксплуатации. Например, привезенный из-за океана «Мак-Кормик», выпущенный в 1936 году в Чикаго. Кстати, американская техника в экспозиции музея занимает почетное место, поскольку в свое время именно она дала толчок развитию отечественного машиностроения.
  • Альберт Сергеев
    директор музея истории трактора
    Вы только представьте, какой интерес вызвала работа над «Фордзоном» первое упоминание о котором в Чувашии относится к 1924 году. Конечно, можно было на него поставить современный движок и кататься. Но это будет нечестно по отношению к истории. Поэтому мы пытаемся вернуть этим машинам первозданный вид.

В поисках утраченного

Сейчас музей ищет для своей коллекции тракторы Сталинец-60 и 65. Последний, кстати, был первым отечественным трактором с дизельным двигателем. Но экспозиция будет расширяться и дальше. Поиск и доставка в Чебоксары редких экспонатов из разных регионов страны ведется постоянно. Например, здесь уже работают над моделями тракторов с паровым двигателем.
Музей истории трактора в Чебоксарах
Кроме того, в настоящее время помимо самих тракторов, в музее работают над созданием научно-технической библиотеки, состоящей из подлинных инструкций и руководств по эксплуатации редких российских и иностранных тракторов, относящихся к библиографическим редкостям.

Сделай сам

Сегодня музей истории трактора — это не просто собрание раритетов, а настоящий центр популяризации тракторостроения. На его базе уже не первый год проводится конкурс с говорящим названием «Кулибины 21 века», на котором собственные разработки машиностроения представляют обычные деревенские жители.

Серьезные машины мастерят из металлолома и прочего, на взгляд дилетанта, хлама. Например, отслужившая свое деревянная хлебница, если ее поместить аккурат под тракторной подножкой, послужит прекрасным ящиком для мелких инструментов и вещиц вроде обувной щетки. Алюминиевые полочки от старого холодильника как нельзя лучше сыграют роль наружных решеток, закрывающих двигатель. А самые надежные ручки, за которые держишься, поднимаясь в кабину или прицеп, получаются из никелированных спинок детских кроваток образца середины прошлого века.
Музей истории трактора в Чебоксарах
Машину Анатолия Давыдова односельчане прозвали «хаммером» — за внушительный вид, роднящий с этим первоначально военным автомобилем. «Задний мост от комбайна, коробка передач — от ЗИЛа, мотор — от трактора Т-40. Начал собирать лет 15 назад, тогда многие детали можно было найти на свалке, в куче металлолома, — рассказывает учитель физкультуры, открывший в себе талант не только изобретателя, но и токаря, слесаря, электросварщика.
Музей истории трактора в Чебоксарах
По условиям конкурса требования к самодельным тракторам предъявляются не строгие, ведь у сельских рационализаторов в ход идут агрегаты различных авто. Главное, чтобы на машине был двигатель, а техника смогла преодолеть полукилометровую дистанцию с различными препятствиями.
Есть в Чебоксарском музее истории трактора и свой собственный аттракцион. Называется он «Прокати нас, Петруша, на тракторе». За небольшую плату здесь научат азам управления раритетной тракторной техникой и прокатят на музейных экспонатах по прилегающей территории.
Надежда Бабкина в Музее истории трактора в Чебоксарах
Кстати, совсем недалеко от здания, в котором расположен музей истории трактора, есть еще один арт-объект, с которым в Чебоксарах связывают интересную легенду. На стене одного из цехов Агрегатного завода размещена необычная инсталляция.
В середине 1980-х годов по инициативе Министерства тракторостроения СССР был объявлен конкурс на лучшее оформление производственного здания. Выиграл этот конкурс Чебоксарский агрегатный завод, предложивший композицию в духе советского конструктивизма. По легенде, груду металлолома случайно заметил один из членов зарубежной делегации. Он указал на нее администрации завода со словами — О, Кандинский! Тем не оставалось ничего другого, как ответить, что это действительно работа Кандинского, но на реставрации. После некоторой доработки инсталляция а-ля Кандинский попала на стены Агрегатного завода.

Стоимость

Экскурсии

Для группы от 10 человек на одну экскурсию: 50 руб./чел.

Для группы до 10 человек (индивидуальная экскурсия): 500 руб.

Экскурсия вне режима работы музея по просьбе заказчика — 2000 руб.

Контакты и расположение

Адрес:
г. Чебоксары, пр. Мира, 1, корп. 2

Остановка общественного транспорта: ОАО ОЖДХ
Телефоны:
+7 (8352) 63-22-94

График работы
пн–пт — с 8.00 до 18.00
сб–вс — с 10.00 до 17.00
Соцсети:
ВКонтакте
Получайте новые материалы
на почту
Нажимая кнопку «Подписаться»,
вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных