Свято-Троицкий мужской монастырь
Справочная информация
Адрес:
улица К. Иванова, 1А
Век:
XVI
улица К. Иванова, 1А
Век:
XVI

Свято-Троицкий мужской монастырь — одно из самых старинных церковных сооружений в Чебоксарах. Древняя православная обитель дополняет облик исторической части города и привлекает множество прихожан, среди которых не только чебоксарцы, но и приезжие из других городов гости и паломники.
История обители
Первое летописное упоминание
История Свято-Троицкого мужского монастыря началась в далеком 1566 году. Обитель построили в целях христианизации завоеванных земель по прямому указанию Ивана IV Грозного. В летописях об этом событии писали так: «Царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Русии пожаловал, велел в Чебоксарех устроити манастырь Живоначальные Троицы».
Через 43 года, в 1609 году, восставшие крестьяне и волжские казаки монастырь разорили и сожгли, повстанцы убили настоятеля игумена Геласия. Однако вскоре храм восстановили. Известно, что изначально он был деревянным, но, согласно упоминаниям 1763 года, воссозданный монастырский комплекс имел 4 каменных храма:
Через 43 года, в 1609 году, восставшие крестьяне и волжские казаки монастырь разорили и сожгли, повстанцы убили настоятеля игумена Геласия. Однако вскоре храм восстановили. Известно, что изначально он был деревянным, но, согласно упоминаниям 1763 года, воссозданный монастырский комплекс имел 4 каменных храма:
- Троицкий
- Толгской Божией Матери
- Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
- Святого великомученика Феодора Стратилата

Визит Екатерины II
В 1767 году во время своего путешествия по Волге монастырь посетила императрица Екатерина II. Она остановилась в Чебоксарах по дороге в Казань. Императрица поучаствовала в торжественном молебне, который отслужил настоятель монастыря архимандрит Хрисанф.
Вновь реконструировали монастырь в июле 1900 года. Обновление и освящение стен собора провели накануне приезда архиепископа Казанского и Свияжского Высокопреосвященнейшего Арсения. Как пишут историографы, храм был «возобновлен во внутренних своих частях: устроены везде новые полы, стены окрашены масляной краской и расписаны».
Наиболее значимый подъем духовной и просветительской жизни монастыря пришелся на 1902 год, когда его настоятелем стал архимандрит Серафим (Павлиненко). По его инициативе при монастыре открылась мужская церковно-приходская школа с 73 учащимися. Архимандрит Серафим возглавлял обитель до 1922 года.
Вновь реконструировали монастырь в июле 1900 года. Обновление и освящение стен собора провели накануне приезда архиепископа Казанского и Свияжского Высокопреосвященнейшего Арсения. Как пишут историографы, храм был «возобновлен во внутренних своих частях: устроены везде новые полы, стены окрашены масляной краской и расписаны».
Наиболее значимый подъем духовной и просветительской жизни монастыря пришелся на 1902 год, когда его настоятелем стал архимандрит Серафим (Павлиненко). По его инициативе при монастыре открылась мужская церковно-приходская школа с 73 учащимися. Архимандрит Серафим возглавлял обитель до 1922 года.

Монастырь в послереволюционные годы
Революция не прошла стороной стены старинного монастыря. Красноармейцы конфисковали имущество комплекса, изъяли все денежные средства обители, драгоценные оклады икон и другие дорогостоящие святыни. Некоторые церковные предметы отправили в музей, благодаря чему они сохранились и вернулись в монастырь снова в 1990-е годы.
Осенью 1924 года монастырь закрыли. В 1925 году снесли колокольню, начали частичный демонтаж стен обители. Монастырь могла постигнуть судьба десятков других церковных сооружений, полностью разрушенных после революции. Однако власть решила его не сносить. В то время в Чебоксарах не хватало помещений для государственных учреждений, поэтому здания церковной обители были сохранены, правда, подверглись частичной перестройке.
В 1946 году монастырь занесли в список памятников архитектуры, особо охраняемых государством. До 1980-х годов монастырские кельи и пристрои использовались в качестве жилых помещений.
Осенью 1924 года монастырь закрыли. В 1925 году снесли колокольню, начали частичный демонтаж стен обители. Монастырь могла постигнуть судьба десятков других церковных сооружений, полностью разрушенных после революции. Однако власть решила его не сносить. В то время в Чебоксарах не хватало помещений для государственных учреждений, поэтому здания церковной обители были сохранены, правда, подверглись частичной перестройке.
В 1946 году монастырь занесли в список памятников архитектуры, особо охраняемых государством. До 1980-х годов монастырские кельи и пристрои использовались в качестве жилых помещений.

Возвращение монастыря
Чебоксарско-Чувашской епархии
Чебоксарско-Чувашской епархии
В 1992 году правительство Чувашской Республики вернуло строения бывшего монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии. В 1993 году священнослужителя иеромонаха Савватия (Антонова) выбрали наместником монастыря, а архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнаву — правящим архиереем. Старинную обитель начали восстанавливать.
Возрождение монастыря проходило быстрыми темпами: восстановили Толгский храм, Троицкий собор, стены и угловые башни, сразу же совершили службу с крестным ходом, а затем здесь появились первые насельники.
В 1996 году, спустя десятки лет, монастырь вновь обрел «голос» — на построенную снова колокольню подняли колокола весом в 59 и 75 пудов. В честь такого события в Чебоксары прибыл патриарх Московский и всея Руси Алексий II и отслужил в монастыре молебен.
С декабря 2009 года Свято-Троицкий мужской монастырь возглавляет игумен Василий (Паскье).
Возрождение монастыря проходило быстрыми темпами: восстановили Толгский храм, Троицкий собор, стены и угловые башни, сразу же совершили службу с крестным ходом, а затем здесь появились первые насельники.
В 1996 году, спустя десятки лет, монастырь вновь обрел «голос» — на построенную снова колокольню подняли колокола весом в 59 и 75 пудов. В честь такого события в Чебоксары прибыл патриарх Московский и всея Руси Алексий II и отслужил в монастыре молебен.
С декабря 2009 года Свято-Троицкий мужской монастырь возглавляет игумен Василий (Паскье).

Архитектурные сооружения монастырского комплекса
В комплекс Свято-Троицкого мужского монастыря входят:
- Троицкий собор
- Восстановленная колокольня Троицкой церкви
- Трапезный корпус
- Церковь великомученика Феодора Стратилата
- Игуменский корпус
- Братский корпус
- Восстановленная часовня Св. Николая Чудотворца
- Церковь Толгской Божией Матери
На территории монастыря также действуют Епархиальное духовное училище и Воскресная школа.

Святыни монастыря
Икона Иверской Божией Матери
Одна из самых старых икон монастыря. Написана мастером в 16 веке. Сегодня хранится в Толгском храме. В монастырь была передана в 1994 году архиепископом Варнавой. До 30-х годов 20 века икона находилась в храме в селе Буртасы Урмарского района, а затем — в краеведческом музее.

Чудотворный образ святителя Николая Мирликийского
Резной деревянный образ Николы Можайского — уникальный памятник искусства 16 века, сохранившийся до нашего времени. Чувашский просветитель Василий Магницкий (1839-1901) писал о нем: «При Троицком монастыре ... чтится чувашами резное из дерева изображение Николая Чудотворца, в рост человека, известное у русских под названием Никола, пилены ноги». После закрытия монастыря святыня была лишена драгоценной ризы и некоторых деталей образа (меч и храм), хранилась в Художественном музее.
В конце 80-х годов провели полную научную реставрацию святыни, после которой в 1996 году старинный деревянный образ вернулся в стены родного монастыря.
В конце 80-х годов провели полную научную реставрацию святыни, после которой в 1996 году старинный деревянный образ вернулся в стены родного монастыря.

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона
В 1912 году братья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря написали икону святого великомученика и целителя Пантелеимона. В 1995 году патриарх Алексий II передал ее вместе с частицей мощей святого архиепископу Чебоксарскому и Чувашскому Варнаве.

В монастыре в специально устроенных мощевиках с благоговением и бережностью хранятся частицы тел православных святых:
- Святителя Иоанна Златоуста
- Великомученицы Варвары
- Великомученика Феодора Стратилата
- Апостола Филиппа
- Первомученика архидиакона Стефана
- Святителя Димитрия Ростовского
- Святого равноапостольного князя Владимира
- Преподобного Сергия Радонежского
- Великомученика Феодора Тирона
- Мученика Трифона
- Мученика Авраамия Болгарского
- Преподобномученицы Параскевы и многих других
В числе особо почитаемых святынь Свято-Троицкого мужского монастыря — кипарисовый крест с частицей Животворящего Древа Господня.
Контакты Свято-Троицкого мужского монастыря
ул. К. Иванова, 1
+7 (8352) 58-41-76 (бухгалтерия)
+7 (8352) 58-11-85 (церковная лавка)
stpmm.ru
[email protected]
+7 (8352) 58-41-76 (бухгалтерия)
+7 (8352) 58-11-85 (церковная лавка)
stpmm.ru
[email protected]
Получайте новые материалы
на почту
на почту