Кинотеатр «Родина»
Кинотеатр «Родина» — первый звуковой кинотеатр в Чебоксарах. Его открыли 17 февраля 1933 года. Это было знаковое событие того времени. Зал вмещал 700 зрителей — очень большая цифра, поэтому тут часто проводили политические съезды, с речью здесь выступал даже венгерский писатель-коммунист Мате Залка.
В кинотеатре «Родина» всегда стояло современное оборудование и показывали не только фильмы, снятые на обычную 35-миллиметровую пленку, но и широкоформатное кино. Здесь крутили даже французские, итальянские и китайские ленты.
В кинотеатре «Родина» всегда стояло современное оборудование и показывали не только фильмы, снятые на обычную 35-миллиметровую пленку, но и широкоформатное кино. Здесь крутили даже французские, итальянские и китайские ленты.
Кинотеатр-«самолет»
Девяносто лет назад оборудованных кинотеатров в Чебоксарах не было — с 1925 года круглый год кино показывали в Рабочем клубе на улице Карла Маркса (в будущем он стал Домом пионеров), а летом еще и в дощатом сарае на Волжском бульваре. Кино было немое и сопровождалось игрой на пианино, рояле, а иногда — на гармони.
Позже появилась идея построить первый полноценный городской кинотеатр, но для него долго не могли найти место. Сначала хотели даже не возводить новое здание, а использовать существующие постройки — на новые не хватало ни материалов, ни рабочей силы. Потом хотели разобрать бывший купеческий склад, в котором была первая электростанция города (сегодня это филиал художественного училища), но всё же решили построить кинотеатр на месте соляного склада XVIII века по соседству. А на фундамент использовали кирпич того самого склада.
Строительство было долгим: то потоки воды после сильного ливня хлынули в котлован, размыв грунт и испортив фундамент и подвальные стены, то не хватало каменщиков, то строители прогуливали работу.
Позже появилась идея построить первый полноценный городской кинотеатр, но для него долго не могли найти место. Сначала хотели даже не возводить новое здание, а использовать существующие постройки — на новые не хватало ни материалов, ни рабочей силы. Потом хотели разобрать бывший купеческий склад, в котором была первая электростанция города (сегодня это филиал художественного училища), но всё же решили построить кинотеатр на месте соляного склада XVIII века по соседству. А на фундамент использовали кирпич того самого склада.
Строительство было долгим: то потоки воды после сильного ливня хлынули в котлован, размыв грунт и испортив фундамент и подвальные стены, то не хватало каменщиков, то строители прогуливали работу.
И вот 17 февраля 1933 года в новом кинотеатре на набережной Волги, на перекрестке улиц Чувашская (сегодня это улица Константина Иванова) и Розы Люксембург (сейчас там Залив), прошла премьера — на большом экране показывали художественный фильм «Златые горы». Был полный аншлаг — билеты раскупили задолго до премьеры.
Изначально здание было совсем не таким, каким мы привыкли его видеть. Его построили по канонам конструктивизма, без каких-либо украшений, даже без карниза и тяг. Кинотеатр имел форму самолета: крылья — это боковые выступающие помещения, кабина пилота — остекленный трехгранный эркер.
Здание проектировал нижегородский архитектор Владимир Медведев. А сам кинотеатр появился во многом благодаря Иоакиму Максимову-Кошкинскому и Тани Юн. Он был первым чувашским киносценаристом, режиссером и основателем студии «Чувашкино», а она — первой чувашской киноактрисой.
Зал кинотеатра на 700 мест был уникальным в свое время, и поэтому здесь проходили съезды, конференции, собрания. Например, в начале декабря 1933 года в кинотеатре прошел первый съезд ударников дорожного строительства Чувашии. Именно на нем выступал Мате Залка — венгерский писатель-интернационалист.
Здание проектировал нижегородский архитектор Владимир Медведев. А сам кинотеатр появился во многом благодаря Иоакиму Максимову-Кошкинскому и Тани Юн. Он был первым чувашским киносценаристом, режиссером и основателем студии «Чувашкино», а она — первой чувашской киноактрисой.
Зал кинотеатра на 700 мест был уникальным в свое время, и поэтому здесь проходили съезды, конференции, собрания. Например, в начале декабря 1933 года в кинотеатре прошел первый съезд ударников дорожного строительства Чувашии. Именно на нем выступал Мате Залка — венгерский писатель-интернационалист.
От конструктивизма к неоклассицизму
В конце 30-х годов начали говорить о реконструкции кинотеатра: в зале была плохая акустика, а архитектурные вкусы сменились с конструктивизма на классицизм. Поэтому Сергей Смирнов, первый главный архитектор города, создал проект реконструкции кинотеатра. Но сначала не хватало денег, потом пришла война.
Только в 1953 году уже другой архитектор, Феофан Сергеев, придал зданию кинотеатра классические черты. Кстати, в те годы Феофан Сергеев занимался еще и обустройством набережной: там появились ротонды, балюстрада, фонтан, вход в сквер подчеркивали две колонны с фонарями. Вместе с кинотеатром набережная стала одним ансамблем.
С фасада кинотеатра убрали эркер и нависавшие над тротуаром балконы, перенесли главный вход, надстроили второй этаж-фойе со стороны Волги и украсили здание карнизом, пилястрами-колоннами. Получился типичный образец неоклассицизма, а от лаконичности 1933 года не осталось ничего.
Только в 1953 году уже другой архитектор, Феофан Сергеев, придал зданию кинотеатра классические черты. Кстати, в те годы Феофан Сергеев занимался еще и обустройством набережной: там появились ротонды, балюстрада, фонтан, вход в сквер подчеркивали две колонны с фонарями. Вместе с кинотеатром набережная стала одним ансамблем.
С фасада кинотеатра убрали эркер и нависавшие над тротуаром балконы, перенесли главный вход, надстроили второй этаж-фойе со стороны Волги и украсили здание карнизом, пилястрами-колоннами. Получился типичный образец неоклассицизма, а от лаконичности 1933 года не осталось ничего.
Изменения произошли и в зрительном зале: для лучшей акустики вдоль стен смонтировали дубовые панели, стены драпировали бархатом, заменили мебель, установили новейшую киноаппаратуру. Вместимость зала стала еще больше — 800 мест.
В 1959 году кинотеатр «Родина» первым в городе стал широкоэкранным, а в 1966 году — широкоформатным.
Дальнейшая история
В 1978 году в здании уже бывшего кинотеатра «Родина» расположился Дом молодежи. В 1985 году оно пережило еще одну реконструкцию, на этот раз по проекту архитектора Александра Старцева — и тогда здание получило привычный для нас вид.
С середины 1990-х гг. бывший кинотеатр менял своих хозяев, здесь открывались другие учреждения, рестораны и даже ночные клубы. Впрочем, здесь они не задерживались — несколько лет здание пустовало в ожидании новой жизни.
И вот в 2020 году Министерство культуры Чувашии объявило: здание бывшего кинотеатра «Родина» передадут Чебоксарскому художественному училищу. Там организуют учебный процесс, творческие мастерские для горожан по живописи, графике, дизайну одежды и интерьера, керамике. А еще в здании планируют открыть музей гончарного искусства, создать выставочный зал и фондохранилище.
С середины 1990-х гг. бывший кинотеатр менял своих хозяев, здесь открывались другие учреждения, рестораны и даже ночные клубы. Впрочем, здесь они не задерживались — несколько лет здание пустовало в ожидании новой жизни.
И вот в 2020 году Министерство культуры Чувашии объявило: здание бывшего кинотеатра «Родина» передадут Чебоксарскому художественному училищу. Там организуют учебный процесс, творческие мастерские для горожан по живописи, графике, дизайну одежды и интерьера, керамике. А еще в здании планируют открыть музей гончарного искусства, создать выставочный зал и фондохранилище.
Источник исторических фотографий:
Госистархив Чувашской Республики
Госистархив Чувашской Республики
Расположение на карте
Получайте новые материалы
на почту
на почту