Край ста тысяч вышивок
Вышивка является важнейшим элементом традиционной культуры чувашского народа и его национальной гордостью. Чувашию неспроста называют «краем ста тысяч вышивок».
Чувашская вышивка поистине уникальна: она богата узорами и техниками исполнения. Во многих семьях сохранились одежда, полотенца и скатерти, вышитые бабушками и прабабушками. Основной цвет вышивки — красный в разных оттенках. Также в небольших количествах используются зелёный, синий и жёлтый. В традиционной вышивке чаще использовался белый фон, пояса вышивались на тёмно-синем холсте. С XIX века верховые чуваши стали применять для этого ;красную основу в виде небольших полос и лоскутов красного холста. Мастерство вышивания передавали от матери к дочери. Мастера сами придумывали узоры, которые состояли из определенных знаков. Они придавали своим работам магическое значение. Считалось, что вышивка привлекает удачу, защищает от зла и нечистой силы. Любой орнамент являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или оберегом. Любой узор был своего рода песней, сказкой, смысл которой — не в том, что на поверхности, а в том, что внутри. А это не сразу увидишь.
Чувашская вышивка поистине уникальна: она богата узорами и техниками исполнения. Во многих семьях сохранились одежда, полотенца и скатерти, вышитые бабушками и прабабушками. Основной цвет вышивки — красный в разных оттенках. Также в небольших количествах используются зелёный, синий и жёлтый. В традиционной вышивке чаще использовался белый фон, пояса вышивались на тёмно-синем холсте. С XIX века верховые чуваши стали применять для этого ;красную основу в виде небольших полос и лоскутов красного холста. Мастерство вышивания передавали от матери к дочери. Мастера сами придумывали узоры, которые состояли из определенных знаков. Они придавали своим работам магическое значение. Считалось, что вышивка привлекает удачу, защищает от зла и нечистой силы. Любой орнамент являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или оберегом. Любой узор был своего рода песней, сказкой, смысл которой — не в том, что на поверхности, а в том, что внутри. А это не сразу увидишь.
Одна из самых известных и вместе с тем загадочных вышивок чувашей — парные розетки «кӗскӗ», украшавшие нагрудную часть рубах замужних женщин. Вышивку для нагрудной части рубахи изготавливали отдельно на небольшом отрезке конопляного, а с конца XIX века хлопчатобумажного холста, и затем вшивали в стан. Вышивали в основном шёлковыми и шерстяными нитями.
Вышивка розеток кӗскӗ была односторонней и выполнялась по счёту нитей холста. Контур орнамента вышивали стебельчатыми или окантовочными швами, реже применяли «крестик» и «набор». Как дополнение использовали швы «петельный», «роспись» и другие. Заполняли контур в технике «косая стёжка». Орнамент розеток кӗскӗ был геометрическим либо геометризованным растительным, что было обусловлено материалом основы и техникой вышивки.
Нагрудная вышивка женских рубах чувашей с давних пор привлекала внимание исследователей и собирателей. Одни видели в орнаментах розеток кӗскӗ изображение Солнца — подателя жизни, отражение древних мифологических и космогонических представлений чувашей; оберег, защищавший грудь женщины; символ замужества и плодовитости; другие же считали их лишь одним из этапов развития декора рубахи.
Вышивка розеток кӗскӗ была односторонней и выполнялась по счёту нитей холста. Контур орнамента вышивали стебельчатыми или окантовочными швами, реже применяли «крестик» и «набор». Как дополнение использовали швы «петельный», «роспись» и другие. Заполняли контур в технике «косая стёжка». Орнамент розеток кӗскӗ был геометрическим либо геометризованным растительным, что было обусловлено материалом основы и техникой вышивки.
Нагрудная вышивка женских рубах чувашей с давних пор привлекала внимание исследователей и собирателей. Одни видели в орнаментах розеток кӗскӗ изображение Солнца — подателя жизни, отражение древних мифологических и космогонических представлений чувашей; оберег, защищавший грудь женщины; символ замужества и плодовитости; другие же считали их лишь одним из этапов развития декора рубахи.
В музейных собраниях сохранились орнаментированные вышивкой предметы чувашской одежды XVIII -начала XX веков. Искусство вышивки в несколько изменённой форме распространено среди чувашей и в начале XXI века.
Познакомиться с одним из самых древнейших ремёсел народного искусства, «визитной карточкой» чувашского народа — вышивкой. и увидеть её можно в Музее чувашской вышивки.
Он открыт 23 июня 2015 года. Здесь представлена богатейшая коллекция вышивки XVIII—XXI веков. Это уникальные предметы и детали женского одеяния: рубахи кепе с узорами кеске (обереги), головные повязки сурбаны и масмаки, набедренные украшения яргычи и сары, покрывала невесты пергенчек. Большой интерес вызывают платки сулак, вышитые двусторонними швами. Особое место в музее занимает вышитая карта Чувашской АССР, выполненная к Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1937 года вышивальщицами Альгешевской фабрики «Паха тере».
Познакомиться с одним из самых древнейших ремёсел народного искусства, «визитной карточкой» чувашского народа — вышивкой. и увидеть её можно в Музее чувашской вышивки.
Он открыт 23 июня 2015 года. Здесь представлена богатейшая коллекция вышивки XVIII—XXI веков. Это уникальные предметы и детали женского одеяния: рубахи кепе с узорами кеске (обереги), головные повязки сурбаны и масмаки, набедренные украшения яргычи и сары, покрывала невесты пергенчек. Большой интерес вызывают платки сулак, вышитые двусторонними швами. Особое место в музее занимает вышитая карта Чувашской АССР, выполненная к Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1937 года вышивальщицами Альгешевской фабрики «Паха тере».
Здесь можно увидеть фотодокументальные материалы и предметы народного костюма, которые рассказывают об исследованиях чувашской вышивки последних двух столетий. Музей хранит образцы старинного рукоделия, костюмы Альгешевской фабрики «Паха тĕрĕ», работы заслуженного художника РСФСР Екатерины Ефремовой и других мастеров.
В 2020 году Указом главы Чувашской Республики Олегом Николаевым в целях сохранения уникального культурного наследия чувашей был учреждён День чувашской вышивки. Теперь он отмечатся ежегодно 26 ноября, в день рождения художницы Екатерины Ефремовой.
В 2020 году Указом главы Чувашской Республики Олегом Николаевым в целях сохранения уникального культурного наследия чувашей был учреждён День чувашской вышивки. Теперь он отмечатся ежегодно 26 ноября, в день рождения художницы Екатерины Ефремовой.
Получайте новые материалы
на почту
на почту