Серебро минувших лет
Для древних чувашей украшения символизировали связь миров, поэтому имели магический защитный смысл. Чувашские украшения являются довольно сложными по форме и трудоёмкими в изготовлении. Почти всегда для них применялись редкие, дорогие материалы и элементы, каждый из которых считался носителем магических сил.
У чувашей, укрывшихся в лесах, осталась традиция украшать себя ювелирными изделиями из драгоценных металлов. Из-за запрета металлообработки в 16 веке чуваши прекратили изготавливать ювелирные изделия. Единственным доступным украшением стала нашитая монета. Широко использовались европейские жетоны из латуни. Для украшения головных уборов мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Роль серебряных монет — от мелкой овальной «копейки» до крупных рублей и «талеров» — в формировании общего образа усилилась в 18 веке с началом их массовой чеканки в России.
У чувашей, укрывшихся в лесах, осталась традиция украшать себя ювелирными изделиями из драгоценных металлов. Из-за запрета металлообработки в 16 веке чуваши прекратили изготавливать ювелирные изделия. Единственным доступным украшением стала нашитая монета. Широко использовались европейские жетоны из латуни. Для украшения головных уборов мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Роль серебряных монет — от мелкой овальной «копейки» до крупных рублей и «талеров» — в формировании общего образа усилилась в 18 веке с началом их массовой чеканки в России.
В 18−19 веках использовались мелкие металлические элементы (трубки, кольца, спирали, булавки-иглы, полые шарики, свинцовые бусинки, пуговицы, проволока), а также стеклянные бусы, бисер. Широко использовались более дешевые имитации монет из олова и жести, бляшки, жетоны из латуни и никеля. Золотые монеты у чувашей не применялись. Вспомогательными материалами для изготовления чувашских украшений были продукты животноводства и земледелия — кожа сăран, плотный холст пир, войлок, сукно тăла, конский волос хĕлĕх.
Украшения делятся на на детские, девичьи и женские, и по месту расположения — на головные, ушные, шейные, нагрудные, наспинные, поясные. По конструкции они различаются на подвески çакки и обручи, подвязки çыххи. Девичьи украшения — шапочка тухъя, серьги, бусы шăрçа, ожерелья из монет, бисера и каури, наплечные çуха, нагрудные мăя, в том числе с наспинными частями, чересплечное теветь, наспинные и поясные подвески хÿре — подчеркивали скромность, красоту и привлекательность молодой носительницы. Особому статусу замужней женщины-матери соответствовал нарядный комплекс из головного убора хушпу, ушных подвесок и серег алка, хăлха çакки, хăлха тенки, шейных бус и ожерелий мăйçыххи, нагрудных ама и мăя, сурпан çакки.
Украшения делятся на на детские, девичьи и женские, и по месту расположения — на головные, ушные, шейные, нагрудные, наспинные, поясные. По конструкции они различаются на подвески çакки и обручи, подвязки çыххи. Девичьи украшения — шапочка тухъя, серьги, бусы шăрçа, ожерелья из монет, бисера и каури, наплечные çуха, нагрудные мăя, в том числе с наспинными частями, чересплечное теветь, наспинные и поясные подвески хÿре — подчеркивали скромность, красоту и привлекательность молодой носительницы. Особому статусу замужней женщины-матери соответствовал нарядный комплекс из головного убора хушпу, ушных подвесок и серег алка, хăлха çакки, хăлха тенки, шейных бус и ожерелий мăйçыххи, нагрудных ама и мăя, сурпан çакки.
Мужчины и юноши носили украшения лишь на свадебной церемонии. На это время родственницы передавали шейные и нагрудные украшения жениху и предводителю свадьбы мăн кĕрÿ как обереги и символы родовой поддержки.
Чувашские украшения, символизирующие достаток, устойчивость традиций и жизненного порядка, продолжали существовать в 20 веке.
В современной Чувашии сохраняются и развиваются традиции изготовления украшений для стилизованного сценического, а также обрядового костюма. Сельские мастера реконструируют их по местным образцам или обновляют старые экземпляры; ряд художников и народных мастеров воссоздает костюмы с полными комплексами украшений различных групп на основе изучения научных трудов и музейных экспонатов.
Чувашские украшения, символизирующие достаток, устойчивость традиций и жизненного порядка, продолжали существовать в 20 веке.
В современной Чувашии сохраняются и развиваются традиции изготовления украшений для стилизованного сценического, а также обрядового костюма. Сельские мастера реконструируют их по местным образцам или обновляют старые экземпляры; ряд художников и народных мастеров воссоздает костюмы с полными комплексами украшений различных групп на основе изучения научных трудов и музейных экспонатов.
В Музее чувашской вышивки имеется уникальная коллекция чувашских серебряных украшений прошлых столетий. В «Серебряной кладовой» собрано свыше 200 предметов ювелирного искусства этнографических групп чувашей из фондовой коллекции национального музея.
Получайте новые материалы
на почту
на почту