Герб и флаг Чебоксар:
история и интересные факты
10 Апреля` 20
Герб и флаг Чебоксар удивительным образом опередили свое время. Герб создал Элли Михайлович Юрьев еще полвека назад, и новый символ города по дизайну был смелым и лаконичным. Таким он и остался.
Мы изучили историю появления герба и флага столицы, вспомнили страницы из жизни их выдающегося создателя, погрузились в символику и узнали много любопытных фактов. Делимся с вами.
Мы изучили историю появления герба и флага столицы, вспомнили страницы из жизни их выдающегося создателя, погрузились в символику и узнали много любопытных фактов. Делимся с вами.
Описание
Современный герб города утвердило Городское собрание депутатов Чебоксар 4 августа 1998 года, хотя Элли Юрьев создал его еще в 1969 году, постепенно его немного видоизменяя.
Герб Чебоксар — это серебряный щит французской формы. Вообще в геральдике существует много разных форм щита: варяжский, итальянский, испанский, немецкий, польский и другие, но именно французский многими считается наиболее удобным (там больше места для наполнения его символами) и в то же время изящным, и потому в свое время в России он был очень распространен.
Герб Чебоксар — это серебряный щит французской формы. Вообще в геральдике существует много разных форм щита: варяжский, итальянский, испанский, немецкий, польский и другие, но именно французский многими считается наиболее удобным (там больше места для наполнения его символами) и в то же время изящным, и потому в свое время в России он был очень распространен.
Малый герб г. Чебоксары
Щит герба Чебоксар делится на главу (сверху) и основание. Основание — синего цвета (в геральдике он называется лазоревым), а на нем — пять белых (в геральдике — серебряных) уток, летящих конвертом. Глава — красного цвета (для геральдистов он червленый), на ней изображены три серебряных силуэта дубов, стилизованных под чувашский орнамент. Внутреннее поле крайних дубов тоже червленое, а среднего дуба — лазоревое. На этом лазоревом поле дуба можно увидеть число «1469» — это дата первого летописного упоминания Чебоксар.
Основание и главу разделяет серебряная зигзагообразная линия. В чувашской орнаментике это символичное изображение реки, а в случае с гербом Чебоксар это Волга.
Основание и главу разделяет серебряная зигзагообразная линия. В чувашской орнаментике это символичное изображение реки, а в случае с гербом Чебоксар это Волга.
Щит герба Чебоксар считается Малым гербом. Кроме него, есть Большой парадный герб — он представляет собой тот самый Малый герб с обрамлением. На Большом гербе щит увенчан естественными фигурами — тремя звездами. Эти звезды пурпурные с золотым окаймлением, у них по четыре луча и по восемь углов. По бокам гербовый щит обрамлен симметричным золотым орнаментом, который изображает хмель, а снизу этот орнамент замыкается картушем пурпурного цвета с золотым обрамлением. На картуше — надпись в две строки «Шупашкар» — «Чебоксары».
Большой парадный герб г. Чебоксары
Символика
Герб Чебоксар, как, впрочем, и любой другой герб, сплошь пропитан символизмом, а каждый его элемент — олицетворение чего-то прекрасного, что есть в нашем городе.
Центральным считается символ «Пять серебряных уток». В современный герб он гармонично перенесся из герба Чебоксар 1781 года. Он был дарован городу императорским указом, а пять летящих уток были знаком того, «что в окрестностях сего города оных очень изобильно». По правилам геральдики символ «Пять серебряных уток» нельзя заменять даже сейчас. Этот символ означает стремление к свободе, инициативу, целеустремленность и достижение поставленных целей.
Важно и то, что пять уток летят именно конвертом. Дело в том, что в мировоззрении чувашей существовала идея о пяти опорах космоса: одна опора находится непосредственно в центре мира, а остальные четыре — в каждом углу Вселенной. Прямо как утки на гербе Чебоксар.
Еще один центральный элемент — дуб. Это символ вечности и крепкости. А для чувашей дуб и вовсе главное дерево — ему всегда поклонялись, потому что считали его олицетворением верховного божества, вечности и несокрушимой силы. То, что три дуба находятся во главе щита горизонтально на одной линии, тоже несет в себе сакральность — это отражение линии времени: левый дуб — прошлое, средний — настоящее, правый — будущее. Это значит, что Чебоксары и его жители были, есть и будут. Или, как говорят чуваши, «Эпир пулнă, пур, пулатпăр».
Цифра три символична еще и тем, что в мировоззрении чувашей существует три мира: верхний — мир богов, святых душ и неродившихся детей, средний — мир людей, нижний — греховный мир. Эта троичная модель мира тоже прослеживается в гербе Чебоксар — в количестве дубов на Малом гербе и звезд на Большом гербе.
Центральным считается символ «Пять серебряных уток». В современный герб он гармонично перенесся из герба Чебоксар 1781 года. Он был дарован городу императорским указом, а пять летящих уток были знаком того, «что в окрестностях сего города оных очень изобильно». По правилам геральдики символ «Пять серебряных уток» нельзя заменять даже сейчас. Этот символ означает стремление к свободе, инициативу, целеустремленность и достижение поставленных целей.
Важно и то, что пять уток летят именно конвертом. Дело в том, что в мировоззрении чувашей существовала идея о пяти опорах космоса: одна опора находится непосредственно в центре мира, а остальные четыре — в каждом углу Вселенной. Прямо как утки на гербе Чебоксар.
Еще один центральный элемент — дуб. Это символ вечности и крепкости. А для чувашей дуб и вовсе главное дерево — ему всегда поклонялись, потому что считали его олицетворением верховного божества, вечности и несокрушимой силы. То, что три дуба находятся во главе щита горизонтально на одной линии, тоже несет в себе сакральность — это отражение линии времени: левый дуб — прошлое, средний — настоящее, правый — будущее. Это значит, что Чебоксары и его жители были, есть и будут. Или, как говорят чуваши, «Эпир пулнă, пур, пулатпăр».
Цифра три символична еще и тем, что в мировоззрении чувашей существует три мира: верхний — мир богов, святых душ и неродившихся детей, средний — мир людей, нижний — греховный мир. Эта троичная модель мира тоже прослеживается в гербе Чебоксар — в количестве дубов на Малом гербе и звезд на Большом гербе.
Три восьмиугольные звезды с четырьмя лучами продолжают идею о том, что Чебоксары были, есть и будут. Вообще три звезды на гербе на самом деле олицетворяют три солнца — это древняя чувашская эмблема. В чувашской культуре есть легенда о трех солнцах: когда-то было не одно, а целых три солнца. Они находились так близко к земле и светили так ярко, что люди не знали ни зимы, ни снега, ни льда. Но нашлись недовольные люди, которым было жарко, и они пригласили охотника. Тот стрелами убил два солнца, а третье испугалось и унеслось высоко в небо. Тогда люди стали замерзать и погибать от холода. И с тех пор появилось поверье: два солнца уже не воскресить, но, чтобы оставшееся вернулось, нужно везде рисовать эмблему трех солнц.
Зигзагообразная линия между главой и основанием герба изображает Волгу — символ жизни, движения и просто кормилицу и поилицу чебоксарцев. Хмель в золотых, солнечных тонах на Большом гербе — это «зеленое золото» республики. И, наконец, надписи «Шупашкар» и «Чебоксары» — всем известные названия города на чувашском и русском языках. Они указывают на правовой статус Чебоксар как столицы Чувашской Республики.
Особое значение в геральдике имеют и цвета. Лазоревый — олицетворение красоты, ясности, мягкости и величия. Серебряный — это благородство, чистота, безмятежная радость и правдивость. Золотой — признак богатства, величия, уважения. А червленый — символ мужества, силы, отваги и неустрашимости.
Зигзагообразная линия между главой и основанием герба изображает Волгу — символ жизни, движения и просто кормилицу и поилицу чебоксарцев. Хмель в золотых, солнечных тонах на Большом гербе — это «зеленое золото» республики. И, наконец, надписи «Шупашкар» и «Чебоксары» — всем известные названия города на чувашском и русском языках. Они указывают на правовой статус Чебоксар как столицы Чувашской Республики.
Особое значение в геральдике имеют и цвета. Лазоревый — олицетворение красоты, ясности, мягкости и величия. Серебряный — это благородство, чистота, безмятежная радость и правдивость. Золотой — признак богатства, величия, уважения. А червленый — символ мужества, силы, отваги и неустрашимости.
Исторический герб
Уже в XVII веке в России у некоторых княжеств и губерний были земельные эмблемы — именно так раньше называли гербы. Подтверждение тому — рисованный «Титулярник» 1672 года. Это был своего рода справочник титулов русских и иностранных царствующих лиц и печатей земельных эмблем, который создали по приказу царя Алексея Михайловича. Эта книга донесла до нас гербы многих городов (например, Казани, Новгорода, Киева, Владимира) почти без изменений.
Веком позже, уже при Екатерине II, в 1778 году должность герольдмейстера при Сенате занял Александр Андреевич Волков. При нем создали около 400 гербов для новых уездных городов. Для городов Казанского наместничества в том числе.
В 1781 году появились гербы Царевококшайска (Йошкар-Олы), Козьмодемьянска, Свияжска, Цивильска, Ядрина и, конечно же, Чебоксар. Чебоксарский герб был пожалован Екатериной Великой 18 октября 1781 года вместе с другими гербами Казанского наместничества.
В 1781 году появились гербы Царевококшайска (Йошкар-Олы), Козьмодемьянска, Свияжска, Цивильска, Ядрина и, конечно же, Чебоксар. Чебоксарский герб был пожалован Екатериной Великой 18 октября 1781 года вместе с другими гербами Казанского наместничества.
Герб г. Чебоксары 1781 года
В гербовнике Павла фон Винклера, который назывался «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в полное собрание законов с 1649 по 1900 год», содержится такое описание герба Чебоксар:
«В верхней части щита герб Казанский. В нижней — пять летящих в золотом поле диких уток в знак того, что в окрестностях сего города оных очень изобильно».
А в Чебоксарах и правда было немало диких уток. В заводи рек Чебоксарка и Кайбулка, в том месте, где они впадали в Волгу, в камышах, они селились целыми стаями. И волжские купцы по осени любили здесь охотиться на дичь. Кстати, это место частично существует до сих пор — недалеко от Речного порта, по дороге к Храму.
Во второй половине XIX века одним из главных геральдистов Российской империи был Борис Васильевич Кёне. Он был основателем и секретарем Русского археологического общества, создателем герба Российской империи, и он же проводил геральдическую реформу.
В 1857 году указ Александра II отменил верхние губернские половины в городских гербах, и городской герб как таковой распространялся на все пространство щита. Так что герб 1781 года без его «казанской половины» — это и есть исторический герб Чебоксар.
«В верхней части щита герб Казанский. В нижней — пять летящих в золотом поле диких уток в знак того, что в окрестностях сего города оных очень изобильно».
А в Чебоксарах и правда было немало диких уток. В заводи рек Чебоксарка и Кайбулка, в том месте, где они впадали в Волгу, в камышах, они селились целыми стаями. И волжские купцы по осени любили здесь охотиться на дичь. Кстати, это место частично существует до сих пор — недалеко от Речного порта, по дороге к Храму.
Во второй половине XIX века одним из главных геральдистов Российской империи был Борис Васильевич Кёне. Он был основателем и секретарем Русского археологического общества, создателем герба Российской империи, и он же проводил геральдическую реформу.
В 1857 году указ Александра II отменил верхние губернские половины в городских гербах, и городской герб как таковой распространялся на все пространство щита. Так что герб 1781 года без его «казанской половины» — это и есть исторический герб Чебоксар.
Проект герба г. Чебоксары 1859 года
В рамках геральдической реформы в 1859 году Чебоксары также получили проект нового герба:
«В золотом щите пять лазоревых летящих диких уток: две, одна, две. В вольной части герб Казанской губернии. Щит увенчан серебряной стенчатой короной и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою».
Но этот проект так и не был утвержден.
«В золотом щите пять лазоревых летящих диких уток: две, одна, две. В вольной части герб Казанской губернии. Щит увенчан серебряной стенчатой короной и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою».
Но этот проект так и не был утвержден.
Идея нового герба
После Великой Отечественной войны, в середине 1950-х годов, с хрущевской «оттепелью» в общество пришло новое поколение художников, свободных духом и полных идей. Одним из них был Элли Михайлович Юрьев. Тогда он служил в Советской армии в Тбилиси, а после, в 1958 году, остался учиться здесь же, в Тбилисской государственной академии художеств.
Элли Юрьев
Одновременно с учебой он участвовал в творческих конкурсах по промышленной графике. В 1960 году Элли удостоили премии конкурса, посвященного 40-летию Советской Грузии, в 1961-м — похвальной грамоты за разработку эмблемы Всемирной выставки 1967 года.
И каждые летние каникулы Элли Юрьев приезжал в родную Чувашию, а уже после второго курса начал сотрудничать с Чувашским книжным издательством.
В 1963 году он отправил на почту исполкома Чебоксарского городского Совета депутатов конверт с эскизами герба города и пояснениями. Но этот конверт бесследно исчез.
И каждые летние каникулы Элли Юрьев приезжал в родную Чувашию, а уже после второго курса начал сотрудничать с Чувашским книжным издательством.
В 1963 году он отправил на почту исполкома Чебоксарского городского Совета депутатов конверт с эскизами герба города и пояснениями. Но этот конверт бесследно исчез.
Немного позже, уже когда Элли Юрьев окончил Академию художеств в Тбилиси и вернулся в Чувашию, он познакомился с Федотом Орловым — летчиком-бомбардировщиком, Героем Советского Союза и местным депутатом. Элли поделился со старшим товарищем идеей создания нового герба Чебоксар. Тот тепло воспринял эту идею и передал ее членам Областного комитета КПСС и Верховному Совету ЧАССР. Чиновники решили приурочить разработку герба к 500-летию Чебоксар в 1969 году.
Конкурс
В 1968 году Администрация города объявила конкурс на разработку нового герба. В этом конкурсе участвовали не только профессиональные художники, но и все желающие — всего было 72 автора и 298 работ. Сам Элли Юрьев тоже приготовил 3 варианта и представил на общем конкурсе.
В итоге в апреле 1969 года специальная комиссия отобрала три проекта: работы учителя средней школы, художника ЦУМа и художника Чувашского книжного издательства — Элли Юрьева. Комментарий жюри был таким: «Авторы не достигли нужной степени лаконичности. Не удалось еще найти центральный символ, который можно было бы наносить, скажем, на продукцию городских предприятий».
Последовало еще два тура конкурса, и по итогам победил Элли Михайлович. С ним заключили договор на продолжение работы — по договору художник должен подготовить 4 варианта герба. При этом существовало своеобразное техническое задание: в гербе нужно было отразить политико-административное и географическое положение города и его прошлое, учитывая исторический герб.
В итоге в апреле 1969 года специальная комиссия отобрала три проекта: работы учителя средней школы, художника ЦУМа и художника Чувашского книжного издательства — Элли Юрьева. Комментарий жюри был таким: «Авторы не достигли нужной степени лаконичности. Не удалось еще найти центральный символ, который можно было бы наносить, скажем, на продукцию городских предприятий».
Последовало еще два тура конкурса, и по итогам победил Элли Михайлович. С ним заключили договор на продолжение работы — по договору художник должен подготовить 4 варианта герба. При этом существовало своеобразное техническое задание: в гербе нужно было отразить политико-административное и географическое положение города и его прошлое, учитывая исторический герб.
Чтобы полностью погрузиться в творчество, Элли Юрьев взял отпуск за свой счет и днями напролет творил — вручную создавал работы, используя гуашь и листы формата 60×90 см. И вместо 4 вариантов художник представил комиссии 14.
Проекты герба г. Чебоксары, Э. Юрьев, 1969 г.
27 мая 1969 года в Чебоксарах прошел Худсовет из 13 человек — архитекторов, художников, чиновников и работника торговли. Совет постановил: «Одобрить идейное, композиционное и цветовое решение эскиза герба (вариант А) с последующей проработкой всех негеральдических элементов. Поместить дату первого летописного упоминания во главу герба». Так автор получил приз в 600 рублей, а город — свой новый символ.
В ходе работы Элли Юрьев тщательно изучал имперский герб Чебоксар 1781 года и бережно сохранил уток — только теперь утки стали летать не над осенним полем, а над рекой цвета лазури, и сами они обрели силуэты без детализации. Также художник после долгих исканий решил включить в герб национальные мотивы: руническое изображение реки и орнаменты дуба. А вместо герба Казанского наместничества в герб Юрьева логично вписался символ новой власти — красный фон в главе и пятиконечная красная звезда за пределами герба.
Первое описание герба, написанное самим автором в 1969 году, было таким:
Герб города Чебоксар представляет собой щит французской формы, первой основной геральдической фигуры, разделенный на главу и основание. Глава щита покрыта красным цветом, а основание — синим, в цвета государственных флагов РСФСР и ЧАССР. Этим указывается административное и территориальное положение города.
На основании щита — пять серебряных уток, летящих по правилам геральдики влево от зрителя, традиционный символ города. Глава отделена от основания зигзагообразной серебряной лентой чувашского орнамента, традиционно изображающей волны. Из этих волн органически вырастают три символа чувашского орнамента, могучие деревья, покрытые цветом молодой зелени. Они означают прошлое, настоящее и будущее города Чебоксары и являются символом нового, безудержно растущего индустриального социалистического города. Пространство, заключенное между волнообразными линиями, окрашено в зеленый цвет и изображает берег Волги, это указывает на географическое положение города. На зеленом поле центрального орнаментального элемента помещена цифра «1469» — дата первого летописного упоминания города Чебоксары.
В ходе работы Элли Юрьев тщательно изучал имперский герб Чебоксар 1781 года и бережно сохранил уток — только теперь утки стали летать не над осенним полем, а над рекой цвета лазури, и сами они обрели силуэты без детализации. Также художник после долгих исканий решил включить в герб национальные мотивы: руническое изображение реки и орнаменты дуба. А вместо герба Казанского наместничества в герб Юрьева логично вписался символ новой власти — красный фон в главе и пятиконечная красная звезда за пределами герба.
Первое описание герба, написанное самим автором в 1969 году, было таким:
Герб города Чебоксар представляет собой щит французской формы, первой основной геральдической фигуры, разделенный на главу и основание. Глава щита покрыта красным цветом, а основание — синим, в цвета государственных флагов РСФСР и ЧАССР. Этим указывается административное и территориальное положение города.
На основании щита — пять серебряных уток, летящих по правилам геральдики влево от зрителя, традиционный символ города. Глава отделена от основания зигзагообразной серебряной лентой чувашского орнамента, традиционно изображающей волны. Из этих волн органически вырастают три символа чувашского орнамента, могучие деревья, покрытые цветом молодой зелени. Они означают прошлое, настоящее и будущее города Чебоксары и являются символом нового, безудержно растущего индустриального социалистического города. Пространство, заключенное между волнообразными линиями, окрашено в зеленый цвет и изображает берег Волги, это указывает на географическое положение города. На зеленом поле центрального орнаментального элемента помещена цифра «1469» — дата первого летописного упоминания города Чебоксары.
Тогда же художник начал готовить герб для юбилейной медали и полиграфии. Тогда он понял: герб требует какого-то декоративного обрамления. Так появились первые эскизы Парадного герба, хотя окончательную свою форму он обрел лишь 30 лет спустя.
Вот описание Большого герба образца 1970 года от автора:
«Малый герб осеняется пятиконечной Красной звездой (обязательным элементом советских гербов, знамен и флагов) и обрамляется дубовым венком».
Вот описание Большого герба образца 1970 года от автора:
«Малый герб осеняется пятиконечной Красной звездой (обязательным элементом советских гербов, знамен и флагов) и обрамляется дубовым венком».
Проект герба г. Чебоксары 1970 года
30 лет на доработку
Проект герба г. Чебоксары 1984 года
На этом работа над гербом не закончилась — еще почти 30 лет, вплоть до 98-го, Элли Юрьев придумывал, как довести свою работу до совершенства, и постоянно вносил изменения.
Так, перед 515-летием Чебоксар в 1984 году герб немного дорабатывался: красная звезда исчезла, орнаменты дубов стали более лаконичными, утки стали больше и слегка поменяли форму, дата основания города вернулась в центр, а сам щит стал «стройнее».
Так, перед 515-летием Чебоксар в 1984 году герб немного дорабатывался: красная звезда исчезла, орнаменты дубов стали более лаконичными, утки стали больше и слегка поменяли форму, дата основания города вернулась в центр, а сам щит стал «стройнее».
А уже в 1998 году герб ждала еще одна доработка, после которой Элли Юрьев презентовал его горожанам. Утки снова изменились по форме и стали больше, немного видоизменились орнаменты и форма щита.
Но наибольшие изменения претерпело обрамление в Парадном гербе: на смену советской звезде пришли три чувашские — они заняли место над гербом, вместо дубовых ветвей появились листья хмеля, а само обрамление приобрело теплые золотисто-красные оттенки, контрастирующие с холодным цветом герба.
Но наибольшие изменения претерпело обрамление в Парадном гербе: на смену советской звезде пришли три чувашские — они заняли место над гербом, вместо дубовых ветвей появились листья хмеля, а само обрамление приобрело теплые золотисто-красные оттенки, контрастирующие с холодным цветом герба.
Описание герба, написанное Элли Юрьевым в 1998 году:
Щит Малого герба увенчан естественными фигурами тремя четырехлучевыми восьмиугольными пурпуровыми, окаймленные золотом, звездами. Малый герб обрамлен симметричным декоративным стилизованным орнаментальным мотивом «Хмель» золотого цвета, замкнутым внизу девизным картушем с надписью в две строки «Шупашкар/Чебоксары» на червленом поле.
Дуб, любимое древо чуваш, субординарная (негеральдическая) фигура, означающая силу, вечность, крепость. Эти три силуэта во главе щита герба Чебоксар означают существование города во времени: в прошлом, настоящем и будущем.
Три звезды, венчающие герб города — графическое выражение девиза Государственного герба Чувашской Республики: «Были, есть и будем», так же, как и орнаментальный намет «Хмель» с девизным картушем «Шупашкар» — «Чебоксары» — элементы, позаимствованные из госсимволики Чувашской Республики, указывающие на административное положение города Чебоксары как столицы Чувашской Республики.
Щит Малого герба увенчан естественными фигурами тремя четырехлучевыми восьмиугольными пурпуровыми, окаймленные золотом, звездами. Малый герб обрамлен симметричным декоративным стилизованным орнаментальным мотивом «Хмель» золотого цвета, замкнутым внизу девизным картушем с надписью в две строки «Шупашкар/Чебоксары» на червленом поле.
Дуб, любимое древо чуваш, субординарная (негеральдическая) фигура, означающая силу, вечность, крепость. Эти три силуэта во главе щита герба Чебоксар означают существование города во времени: в прошлом, настоящем и будущем.
Три звезды, венчающие герб города — графическое выражение девиза Государственного герба Чувашской Республики: «Были, есть и будем», так же, как и орнаментальный намет «Хмель» с девизным картушем «Шупашкар» — «Чебоксары» — элементы, позаимствованные из госсимволики Чувашской Республики, указывающие на административное положение города Чебоксары как столицы Чувашской Республики.
Наконец спустя три десятилетия после создания герб Чебоксар утвердили. Это произошло 4 августа 1998 года.
Еще один проект герба
В начале двухтысячных заслуженный работник культуры Чувашии, современный художник-геральдист (и, кстати, ученик Элли Юрьева) Шипунов Вадим Анатольевич представил собственый проект герба. Он адаптировал исторический герб к современным реалиям и представил парадный и рабочий варианты. Рабочий вариант — пять синих уток, летящих в золотом поле. Парадный герб выглядит куда более пышно: щит основного герба на нем увенчан короной, и его с двух сторон поддерживают лебедь и дракон.
Проект герба В.А. Шипунова
Вот как сам Вадим Шипунов описывает свою работу:
«Фигуры, обрамляющие щит герба г. Чебоксары — серебряный лебедь и серебряный дракон — не искажают, а дополняют герб; их присутствие соответствует геральдическим нормам и традициям. Это традиционный геральдический прием, не вызывающий возражений Геральдического Совета. Белый лебедь — символ возрождения, чистоты, мудрости, поэзии, мужества, совершенства упоминается в древнетюркской мифологии, как и мифы о небесном змее селен. Во всех мифологиях это символ, связываемый с плодородием, землей, женской производящей силой, водой, дождем с одной стороны, и домашним очагом, огнем (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом — с другой. Серебряный дракон под золотой короной Казанской губернии берет свое начало в гербе г. Чебоксары 1781 г. Крылатые щитодержатели символизируют поистине звездную высоту, на которую поднял честь и достоинство чувашского народа один из первых пионеров космоса А. Николаев. Знаки наград — дополнительные элементы герба, возможные к использованию в гербах тех муниципальных образований, предшественники которых были награждены правительственными наградами (орденами и медалями) в советское время. В обрамлении герба г. Чебоксары использована лента ордена Трудового Красного знамени».
Современное описание этого герба города Чебоксары немного дополнено:
«В золотом поле пять лазоревых летящих уток: две, одна и две. В левой вольной части — законодательно установленная символика Чувашской Республики. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца с обручем национального орнамента. Щитодержатели: серебряный лебедь с червленым клювом и лапами и с серебряными когтями и серебряный дракон, коронованный золотом, с золотыми когтями и клювом; язык и жало на конце хвоста червленые. Щит обвит лентой ордена Трудового Красного знамени, служащей также подножием для щитодержателей».
«Фигуры, обрамляющие щит герба г. Чебоксары — серебряный лебедь и серебряный дракон — не искажают, а дополняют герб; их присутствие соответствует геральдическим нормам и традициям. Это традиционный геральдический прием, не вызывающий возражений Геральдического Совета. Белый лебедь — символ возрождения, чистоты, мудрости, поэзии, мужества, совершенства упоминается в древнетюркской мифологии, как и мифы о небесном змее селен. Во всех мифологиях это символ, связываемый с плодородием, землей, женской производящей силой, водой, дождем с одной стороны, и домашним очагом, огнем (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом — с другой. Серебряный дракон под золотой короной Казанской губернии берет свое начало в гербе г. Чебоксары 1781 г. Крылатые щитодержатели символизируют поистине звездную высоту, на которую поднял честь и достоинство чувашского народа один из первых пионеров космоса А. Николаев. Знаки наград — дополнительные элементы герба, возможные к использованию в гербах тех муниципальных образований, предшественники которых были награждены правительственными наградами (орденами и медалями) в советское время. В обрамлении герба г. Чебоксары использована лента ордена Трудового Красного знамени».
Современное описание этого герба города Чебоксары немного дополнено:
«В золотом поле пять лазоревых летящих уток: две, одна и две. В левой вольной части — законодательно установленная символика Чувашской Республики. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца с обручем национального орнамента. Щитодержатели: серебряный лебедь с червленым клювом и лапами и с серебряными когтями и серебряный дракон, коронованный золотом, с золотыми когтями и клювом; язык и жало на конце хвоста червленые. Щит обвит лентой ордена Трудового Красного знамени, служащей также подножием для щитодержателей».
Проект Вадима Шипунова получил одобрение Геральдического совета при Президенте РФ, но власти города его не утвердили.
Флаг
Еще один официальный символ Чебоксар наряду с гербом — флаг города. Его создателем тоже был Элли Михайлович Юрьев. Флаг официально утвердили 14 июня 2001 года Решением Чебоксарского городского собрания депутатов. При этом он не включен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации.
Сам флаг города Чебоксары представляет собой прямоугольное полотнище. Соотношение ширины к длине — 5:8. Цвет полотнища — белый, а на одной его стороне в центре флага изображается основной элемент — герб города Чебоксары.
Эталон флага находится на хранении в администрации города. В любом воспроизведении он должен в точности соответствовать эталону. Флаг города поднимается на административных зданиях города, а во время проведения разных праздников, чемпионатов, которые проводит администрация, — в местах массовых гуляний, на домах, на спортивных аренах. Его также могут устанавливать в служебных кабинетах и залах администрации Чебоксар.
Сам флаг города Чебоксары представляет собой прямоугольное полотнище. Соотношение ширины к длине — 5:8. Цвет полотнища — белый, а на одной его стороне в центре флага изображается основной элемент — герб города Чебоксары.
Эталон флага находится на хранении в администрации города. В любом воспроизведении он должен в точности соответствовать эталону. Флаг города поднимается на административных зданиях города, а во время проведения разных праздников, чемпионатов, которые проводит администрация, — в местах массовых гуляний, на домах, на спортивных аренах. Его также могут устанавливать в служебных кабинетах и залах администрации Чебоксар.
Еще немного интересных фактов и полезные ссылки
- «Пять летящих конвертом уток» — неповторимый символ в мировой геральдике. И в любом проекте герба Чебоксар его нельзя заменять чем-то другим.
- Хотя исторический герб не такой уж и оригинальный — в том же 1781 году появился герб города Землянска (Воронежского наместничества): на нем так же конвертом на золотом фоне летят пять птиц. Правда, это перепелки. А описание к гербу гласит: «Пять летящих перепелок в золотом поле, каковыми птицами город сей весьма славится».
- Исторический герб Чебоксар 1781 года без герба Казани в верхней части можно считать вполне себе легитимным даже сегодня, ведь царский документ о его пожаловании никто не отменял.
- Создатель герба и флага Чебоксар Элли Юрьев был также автором герба и флага Чувашской Республики, а еще он был главным художником Чебоксар, разработал план по эстетике города (эдакий первый дизайн-код), оформил Музей космонавтики в Шоршелах, орнамент чугунной решетки Гагаринского моста, фасад и вывеску «Дома мод», стелу «Чебоксары» на въезде в город, транспортные кольца.
- Герб Чебоксар в 1990 году занял 5 место среди гербов 289 городов СССР.
- Именно Малый герб считается основным и используется везде. Большой герб обычно изображают только на больших форматах или на сувенирах.
- Еще больше об истории жизни Элли Михайловича Юрьева вы можете узнать из нашей статьи.
- А о других талантливых мастерах Чувашии читайте в нашем гиде по чувашским художникам. Кстати, в конце статьи вас ждет любопытный тест.
- Отличный рассказ об истории герба Чебоксар — в материалах местного дизайнера Данила Шаликова: часть 1 и часть 2.
- Интервью: как создавалась официальная дизайн-концепция к 550-летию Чебоксар.
Получайте новые материалы
на почту
на почту