♥ ♥

Гид по национальным художникам Чувашии

13 марта 2020 года — особенный день для тех, кто ценит родное искусство. Прошло уже 140 лет со дня рождения Кокеля Алексея Афанасьевича — основоположника чувашского профессионального изобразительного искусства. По этому случаю мы решили вспомнить, как развивалось изобразительное искусство в нашей республике и кому стоит быть за это благодарным.
Алексей Афанасьевич Кокель
13 марта 1880 – 04 февраля 1956 гг.
Место рождения: село Тарханы, Симбирская губерния (сейчас — Батыревский район Чувашии).

Образование: Нормальная рисовальная школа при Академии Художеств (1902–1903), Академия художеств (1904–1912), мастерская Д.Н. Кардовского.
Алексей Афанасьевич Кокель родился в бедной чувашской семье под фамилией Афанасьев, которую только к 25 годам сменил на Кокель. В 11 лет Алексей заболел костным туберкулезом и 8 лет пролежал, прикованный к постели. Из-за слабого здоровья он не мог заниматься крестьянским трудом, и главным его делом стало рисование. В 1899 году, когда Поволжье поразили голод и эпидемии, в Чувашию из Петербурга приехали студенты-медики. И они увезли Алексея на лечение в столицу — это был переломный момент в его жизни.

Именно в Петербурге Алексей Афанасьевич познакомился с настоящим художественным искусством, с видными художниками того времени. Он начал заниматься в домашней мастерской ректора Академии художеств Владимира Егоровича Маковского и его сына Александра Владимировича Маковского, руководителя Высших педагогических курсов при Академии.

В 1904 году Кокель поступил в Академию художеств. В годы учебы он занимался у выдающихся художников того времени: Павла Петровича Чистякова, в индивидуальной мастерской Репина, которая позднее перешла к Кардовскому. Мастера поощряли стилевые поиски и разнообразие Кокеля — они отразились в многочисленных учебных рисунках и живописных штудиях, написанных в стиле фовизма и пуантилизма.

А в ноябре 1912 года за дипломную картину «В чайной» Кокеля удостоили звания художника. Позже эта его картина была представлена на международных выставках в Мюнхене и Венеции.

В 1915 году его новые работы экспонировались на 44-й выставке передвижников. В зарубежной командировке он познакомился со многими знаменитыми художественными музеями Европы. В это время художник создал серию портретов русских политэмигрантов, картину «Итальянцы» и задумал написать «Чувашскую сюиту».
Но, несмотря на большое будущее в творчестве, Кокель не смог остаться в Петербурге, хотя об этом хлопотали Репин и Кардовский — власти считали его политически неблагонадежным за связь с революционно настроенными студентами-медиками.

Видимо, Репин добился назначения Кокеля в Харьков, куда тот переехал 1 января 1916 года и остался навсегда. В годы Гражданской войны Кокель был главным военным художником Украины. По его эскизам оформляли Харьков в период проведения праздников, агитпоезда, выезжавшие на фронт, спектакли, плакаты. Он был ректором Харьковского художественного института.

Но Алексей Афанасьевич не прерывал связей с Чувашией. На родину он приезжал в 1905 как связной по доставке литературы, в 1919 — на лечение. В 1933 он получил правительственный заказ — написать картину «Ликбез» к празднованию 15-й годовщины Чувашской автономии. Кстати, именно «Ликбез» признан одним из лучших произведений художника.

Вспоминая родную землю, Кокель осуществил свою мечту — написал портреты чувашских женщин, «Чувашскую сюиту» — серию картин, воспевающих культурные традиции чувашского народа.

После смерти художника в 1956 году его творческое наследие долгие годы бережно хранила его супруга Анна Афанасьевна Кокель. Сейчас произведения Алексея Афанасьевича хранятся в музейных собраниях Киева, Харькова, Донецка. А огромная коллекция его графики и живописи, включая работы академического периода, находится в Чувашском государственном художественном музее.
Моисей Спиридонович Спиридонов
24 августа 1890 – 31 марта 1981 гг.
Место рождения: село Яншихово-Норваши, Казанская губерния (сейчас Янтиковский район).

Образование: Частная школа К.Н. Баратынской в Казани; Казанская художественная школа (1906–1912); Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге (1912–1917), Мастерская Н.С. Самокиша, педагогические курсы при Академии художеств.
Моисей Спиридонов — еще одна культовая личность в истории становления и развития чувашского изобразительного искусства в XX веке. Он родился в семье крестьянина, а с детства был хорошо знаком еще с одним выдающимся художником Чувашии — Никитой Сверчковым. Они жили в одном селе, учились в одной частной школе и в художественной школе в Казани, затем — в художественном училище при Академии художеств в Петербурге.

Но после учебы в Петербурге Моисей Спиридонович вернулся в родные Яншихово-Норваши, работал на педагогических курсах в Канаше. За свою жизнь он немало сделал для культурой жизни в Чувашии: во второй половине 20-х годов стал председателем Чувашского филиала Ассоциации художников революционной России и сам провел первую выставку чувашских художников в Москве, в 1933 году вступил в ряды Совета художников, а позднее стал заведующим Центральным Чувашским краеведческим музеем, директором Художественной галереи, председателем правления Союза чувашских художников. И одновременно он почти 10 лет преподавал в Художественном училище.

В творческом наследии Моисея Спиридоновича прослеживаются все жанры живописи. В его произведениях воспета красота чувашской природы, отражен созидательный труд рабочих и крестьянства, показан старый и новый быт родного народа. В галерее живописных и графических портретов представлены образы передовиков производства, деятелей литературы и искусства, легендарные герои Великой Отечественной войны.

С 90-го года в Чебоксарах работает Мемориальный музей-квартира М.С. Спиридонова. Это филиал Чувашского художественного музея, где хранятся скульптуры, десятки картин и тысячи фотографий, документов и редких книг. Адрес — ул. Урукова, 15, корп. 1, кв. 25.
Никита Кузьмич Сверчков
27 января 1891 – 18 июля 1985 гг.
Место рождения: село Яншихово-Норваши, Казанская губерния (сейчас Янтиковский район).

Образование: Частная школа К.Н. Баратынской в Казани (1905-1906); Казанская художественная школа (1906–1912); Высшее художественное училище при Академии Художеств в Петербурге (1912–1916), Мастерская Д.Н. Кардовского, Высшие педагогические курсы при Академии Художеств (1913–1915). Строительное отделение Института инженеров железнодорожного транспорта в Омске (1928–1934).
Никита Кузьмич Сверчков стоял у истоков профессионального изобразительного искусства Чувашии. Он сочетал в себе несколько ролей: живописец, график, педагог, общественный деятель.

Родился будущий художник в крестьянской семье. За свою жизнь он сменил немало городов: в 15 лет поступил в Казанскую художественную школу, потом была петербургская Академия художеств, затем юноша служил в Красной Армии и после остался в Омске, где работал секретарем редакции газеты и редактором техникума. И всё это время он писал.

В 1934 году художник вернулся на родину, в Чебоксары. Тогда же он стал членом Союза художников. В Чебоксарах Никита Кузьмич работал художником в редакции сатирического журнала «Капкăн», преподавателем и директором Чебоксарского художественного училища, директором Чебоксарской детской художественной школы №1.

Сверчков вошел в историю чувашского изобразительного искусства, прежде всего, как автор картин на исторические темы. Постоянные мотивы творчества художника — пейзажи Чувашии, портреты известных людей, а также историческое прошлое чувашского народа. Он участвовал в десятках разных выставок, а в Чебоксарах каждые 10 лет проходили его персональные выставки.

В то же время Сверчков вел большую общественную работу. Его не раз избирали членом правления Союза художников Чувашии. Многие его произведения входят в сокровищницу чувашского изобразительного искусства и хранятся в фондах краеведческого музея и художественной галереи.
Екатерина Иосифовна Ефремова
26 ноября 1914 – 26 февраля 2000 гг.
Место рождения: село Егоркино Чистопольского уезда Казанской губернии (сейчас — Нурлатский район, Татарстан).

Образование: Московский художественно-промышленный техникум имени М.И. Калинина (1936), Московский институт прикладного и декоративного искусства, отделение керамики (1940–1948).
Екатерина Ефремова — пожалуй, самый выдающийся художник по вышивке в Чувашии. Она не просто сохранила традиции чувашской ручной счетной вышивки на предприятиях народных художественных промыслов республики, она возродила к новой жизни древние узоры чувашских вышивок.

Родилась Екатерина в семье школьного учителя, но отец умер, когда девочке было пять лет. Спустя еще 4 года мать вместе с детьми переехала на родину, в Чувашию. Там бабушка познакомила Катю с чувашским народным искусством: ткачеством и вышивкой. Тогда всё и началось.

Екатерина переехала в Чебоксары, где училась в фабрично-заводской семилетней школе и заодно брала уроки рисования у Моисея Спиридоновича Спиридонова — уже известного нам художника. Именно он привлек девушку к работе по изучению вышивки — так народное искусство Чувашии стало делом всей ее жизни. К слову, с дочерью Моисея Спиридонова Августой Екатерина тоже дружила всю жизнь.

Спустя несколько лет была учеба в Москве, потом работа в Чебоксарах художником-техником на экспортной базе «Чувашская вышивка», затем снова учеба в Москве и дипломная работа — комплект керамической посуды с чувашским орнаментом.

Потом Екатерина вновь вернулась в Чувашию, возглавила художественную лабораторию Чувашшвейпромсоюза и занялась возрождением чувашской национальной вышивки, чему и посвятила всю оставшуюся жизнь. В 1962 году она стала членом Союза художников, а затем в течение 15 лет, с 1966 по 1980 гг., была главным художником на Чувашском производственном объединении художественных промыслов «Паха тěрě».

В музейных фондах, а также в экспедициях по Чувашии Екатерина Иосифовна постоянно зарисовывала старинные вышивки. На основе традиционных узоров она создавала современные композиции для стилизованной национальной одежды и предметов убранства интерьера. Произведения, выполненные по эскизам Екатерины Ефремовой, экспонировались на многих Всесоюзных, Всероссийских, республиканских и зарубежных выставках прикладного искусства. Художница своими работами всегда интересовала представителей разных стран: Аргентины, Бразилии, Индии, Бельгии, Греции, Египта, Японии, Канады, Кубы, Турции, Алжира.
Анатолий Иванович Миттов
13 декабря 1932 — 31 октября 1971 гг.
Место рождения: село Тобурданово, Чувашская АССР (Канашский район).

Образование: Чебоксарское художественное училище (1947–1952); Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1954–1961) по мастерской станковой графики доцента М.А. Таранова.
Анатолий Иванович Миттов — чувашский живописец и график, который творил в стиле, основанном на национальных традициях. Он воспитывался в многодетной крестьянской семье, с детства впитывал в себя духовные, эстетические и трудовые традиции народной культуры, и это во многом сказалось на его будущем творчестве. Впрочем, его творческий путь нельзя назвать легким.

После окончания сельской школы Анатолий Миттов 15-летним юношей поступил в Чебоксарское художественное училище. С тех времен сохранились записные книжки и блокноты, куда он записывал первые стихи, фольклорные тексты на родном языке, а также заметки о днях полного безденежья и голода в годы учебы.

В 1952 году юноша пытался поступить в художественный вуз, но неудачно — тогда он на несколько месяцев пошел работать художником в Ярославское областное товарищество художников, а после этого один учебный год работал учителем рисования и черчения в сельской школе на родине.

Годом позже Миттов поступил на факультет графики Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.E. Репина и там начал глубоко постигать основы классического искусства, а также традиции чувашского народного творчества, костюма, орнамента.

Дипломной работой художника стало оформление поэмы классика чувашской литературы Константина Иванова «Нарспи». К работе он готовился основательно: накапливал впечатления от народных традиций, в том числе весенне-летних праздников «Вăйă» («Игры») с многолюдными хороводами и обрядовыми песнями, изучал специальную литературу и зарисовывал костюмы из чувашских коллекций в фондах Государственного музея этнографии народов СССР, сам фотографировал — даже сохранилось около десяти черно-белых негативных фотопленок формата 36 мм с запечатленными сельскими хороводами, чувашскими костюмами, инсценировками фрагментов из поэмы.

Эта дипломная работа стала огромным трудом в жизни художника — целым комплексом вариантов иллюстраций, титульных листов, обложек, миниатюрных заставок, рукописных текстов и других элементов книжного оформления. Ее высоко оценила экзаменационная комиссия и общественность. А уже после смерти Миттова, в 1976 году, проект реализовали в Чувашском книжном издательстве в виде альбомного издания на чувашском языке, а также в книжной форме — на русском.

Анатолий Иванович работал преподавателем графики художественно-графического факультета Пединститута, сотрудничал с Чувашским книжным издательством. Однако в Совет художников СССР его приняли в 1970 году, за год до смерти мастера. Он умер молодым, в 39 лет, от болезни уха из-за осложнений после тяжелой простуды, которую перенес еще в детстве, провалившись в замерзшую речку. Все его основные выставки прошли уже посмертно.
Элли Михайлович Юрьев
25 марта 1936 – 17 января 2001 гг.
Место рождения: село Исаково Чувашской АССР.

Образование: Чебоксарское художественное училище (1951–1952); Тбилисская академия художеств (1958–1964).
Элли Юрьев — не только один из выдающихся художников Чувашии, но и график, медальер и книжный иллюстратор. А главное — автор герба и флага Чувашской Республики и Чебоксар. За свою долгую жизнь, полную постоянного труда и безудержного творчества, он создал множество картин, иллюстраций, графических серий и художественных полотен, был автором памятных монет, нагрудных знаков и юбилейных медалей.
Материалы из архивов газеты «Красная Чувашия» за 1945 год
Вид современного герба Чувашской Республики и эскиз Юрьева 1992 г.
Материалы из архивов газеты «Красная Чувашия» за 1945 год
Вид современного флага Чувашской Республики и эскиз Юрьева 1991 г.
Только представьте: в 1976 году на персональной выставке в Чувашской государственной художественной галерее он представил 240 своих творений, в 1986 году в Художественном музее — свыше 370 произведений живописи, станковой, книжной и промышленной графики, а в 1997 году — уже больше 800 работ.

Элли Михайлович Юрьев родился в интеллигентной чувашской семье. Он был вторым из десяти детей. Кстати, все дети в семье Юрьевых получили оригинальные имена. Так, имя Элли раньше не существовало. Оно образовалось от древнечувашского «Елесь» — мастер, мастеровой.

Еще мальчиком Элли Михайлович учился в художественной школе, затем — в Чебоксарском художественном училище, а в армии в Тбилиси стал слушателем студии военных художников Тбилисского окружного дома офицеров. После службы в армии он остался в Грузии и поступил в Тбилисскую государственную академию художеств.

Каждые летние каникулы Элли Юрьев приезжал в Чувашию и уже после второго курса начал сотрудничать с Чувашским книжным издательством, а потом стал его художественным редактором.

Окончив учебу, художник вернулся на родину, и здесь его ждала насыщенная жизнь: вступление в Союз художников СССР, путешествия в европейские и африканские страны, женитьба, дети, победа в конкурсе на проект герба Чебоксар, статус главного художника Чебоксар, оформление Музея космонавтики в Шоршелах, персональная мастерская, оформление более 400 книжных изданий, персональные выставки, должность художника-постановщика Чебоксарской студии телевидения, конкурс-биеннале по искусству книги в г. Брно (Чехословакия), разработка герба и флага Чувашии, звание почетного гражданина города Чебоксары, звание «Заслуженный член Всероссийского геральдического общества» — и это только самые яркие из достижений.

И именно благодаря Элли Юрьеву в Чувашии появились собственные шрифты: «Думбадзе — рукописная» и «Чувашский-1986», «Атнер». Создавал он шрифты без компьютера, без специальной аппаратуры: полностью вручную, а огрехи исправлял белилами.

Еще больше об Элли Юрьеве вы можете прочитать в нашем отдельном материале, посвященному его жизни и творчеству.
Николай Васильевич Овчинников
14 октября 1918 – 18 февраля 2004 гг.
Место рождения: деревня Мижули Чебоксарского уезда Казанской губернии (сейчас — Мариинско-Посадский район Чувашии).

Образование: Алатырское художественно-граверное училище (1934–1937); подготовительные классы при Академии художеств в Ленинграде (1937–1939); Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1939, 1945–1951); аспирантура (1951–1954), творческая мастерская А.М. Герасимова; слушатель Университета культуры в Эгере (Венгрия) (1971).
Овчинников Николай Васильевич — художник-педагог, общественный деятель и один из корифеев чувашского национального изобразительного искусства. Его произведения отражают эпохальные события истории и современности, отличаются удивительной цельностью, индивидуальным почерком и стилем.

В 1937 году он учился в Алатырском художественно-граверном училище, а в 1939—1945 годах участвовал в Финской кампании на Карельском перешейке и в Великой Отечественной войне. В это же время, в 1944 году, он стал членом Союза художников.

Уже в мирное время он выучился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств СССР, а в 1954 году ему присвоили ученое звание — кандидат искусствоведения. Затем Николай Васильевич переехал в Чебоксары и с 1960 года стал доцентом кафедры изобразительных искусств художественно-графического факультета Пединститута.

На счету Овчинникова — полтора десятка зональных, всесоюзных, всероссийских и зарубежных выставок, 9 персональных выставок в Чебоксарах, персональные выставки в Горьком, Москве, США, Японии, Франции, Англии, Германии. Его работы находятся в 39 музеях, а также в музейных и частных собраниях за рубежом.

И, наверное, самый любопытный факт — 15 сентября 2016 года картину Николая Овчинникова «В цеху» Президент РФ Владимир Путин подарил Дмитрию Медведеву на день рождения. На картине — один из цехов Чебоксарского завода промышленных тракторов.
Праски Витти
Родился 17 сентября 1936 г.
Место рождения: деревня Алгазино Чувашской СССР (Вурнарский район).

Образование: Чебоксарское художественное училище (1954–1961); Ленинградское высшее художественно-промышленного училище им. В.И. Мухиной (1961–1967), отделение монументально-декоративной живописи.
Художник, монументалист и эмальер Петров Виталий Петрович больше известен своим землякам (и не только) как Праски Витти. Забавную историю появления этого имени он рассказал в одном из своих интервью:

«Это было в Венгрии. Я сверлил эмалевую плитку, кусок отскочил и попал в глаз. Через несколько дней обратился в больницу. Достали кусочек стекла и начали оформлять больничную карту. Медсестра спрашивает: „Как зовут маму?“. Оказывается, считается, что во время болезни человек точно помнит только имя своей мамы, потому официальные документы в этой стране пишутся на ее имя. Я говорю: „Праски“. — „А вас?“ — „Витти, — говорю ей, — Праски Витти“. А потом решил: буду выставляться как Праски Витти. Многие думают, что это псевдоним. На самом деле меня в деревне так и зовут — Праски Витти».

Виталий родился в многодетной крестьянской семье. Он испытал все лихолетья военной поры и мальчишкой работал в тылу для фронта, голодал. Лишь в 1954 году, в 18 лет, Виталий окончил среднюю школу в селе Калинино, а потом поступил в Чебоксарское художественное училище. Но уже через год студента призвали в армию, и учебу он закончил только после нее.

Потом было обучение в Ленинграде, и его дипломная работа — триптих «Человек и космос» из мозаики и смальты — украсила фасад Пермского политехнического института.

С середины 1970-х годов работы Праски Витти экспонировались в ГДР, Болгарии, Венгрии, Польше, Испании, США, Индии, Японии, Турции. В 1971 году Виталий Петрович был принят в Союз художников России, и затем одна за другой последовали международные и персональные выставки.

В архитектонике творений Праски Витти видна органичная связь авторского замысла с материализованными и духовными явлениями или отдельными элементами из культурного наследия чувашского народа. Основные произведения живописи появились в 80-е годы и позже — это циклы «Просветители чувашского народа», «По мотивам чувашской народной вышивки и поэмы „Нарспи“ Константина Иванова», «Семейный портрет. Прага», серия порт­ретов поэтов, «Обретение новой Родины венграми», цикл «Чувашские мотивы».
Анатолий Петрович Рыбкин
Родился 10 января 1949 г.
Место рождения: деревня Вурманкасы Мариинско-Посадского района Чувашской АССР.

Образование: Чебоксарское художественное училище, Ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1979).
Трудовой путь Анатолия Петровича начался более чем обыкновенно, с той лишь разницей, что с 4 лет он любил рисовать и не отпускал мечту стать художником. После Тогаевской восьмилетней школы он поступил в ПТУ в Марпосаде, в 1966 году стал столяром-мебельщиком и 3 года работал в Удмуртии на лесокомбинате.

Уже во взрослом возрасте он все-таки решил не отказываться от мечты и закончил Чебоксарское художественное училище. А затем, несмотря на большой конкурс, Анатолий сумел поступить в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Академии Художеств СССР в Ленинграде и даже закончить его с отличием.

Спустя год, в 1980-м, он устроил первую персональную выставку, работал художником по проведению «Олимпиады-80» в Москве. С 1982 года он стал стипендиатом Союза художников СССР и начал путешествовать по стране — в Астраханскую область, на Чукотку, в Прибалтику, Крым, Казахстан, на Кавказ. В 1985 году за серию работ «Земля Астраханская» и «Люди Чукотки» он стал лауреатом премии Ленинградского Комсомола.

А потом — работа в Красноярске в творческой мастерской живописи, снова Ленинград, три месяца работы во Франции в международной мастерской художников. Поездка была настолько плодотворной, что в 1995 году его пригласили во Францию повторно.

В последующие два года Анатолий Рыбкин устроил 14 персональных выставок в Красноярске, Чебоксарах, Санкт-Петербурге и во Франции.

Путешествия продолжались, и летом 1997 года с группой российских художников Анатолий 54 дня провел в Индии. Из этого творческого путешествия художник привез 50 этюдов. В 1998 году в Москве в Третьяковской галерее была устроена выставка «Индия глазами российских художников».

Творческая жизнь человека, который начинал столяром-мебельщиком, удалась. Его пейзажи, исполненные с большим вниманием к деталям, вплоть до каждой травинки или прожилки листа, обладают убеждающей образностью. И поэтому полотна Анатолия Рыбкина заняли достойное место в самых разных коллекциях: Дирекции выставок Союза Художников Санкт-Петербурга и России, Министерства Культуры России, Музея Академии художеств им. Репина, в частных коллекциях Аллы Пугачевой, Ильи Резника, Анатолия Собчака, вице-консула Германии, вице-мэра Москвы, депутатов Государственной Думы, в частных коллекциях Франции, Голландии, Швеции, Китая, Венгрии.
Владимир Порфирьевич Нагорнов
Родился 29.11.1956
Место рождения: село Богдашкино Ульяновской области.

Образование: скульптурное отделение Пензенского художественного училища (1972–1976); скульптурный факультет Московского художественного института им. В.И. Сурикова (1978–1984) по мастерской профессора М.Ф. Бабурина.
Первое, что нужно знать о Владимире Нагорнове — именно он автор скульптуры «Мать-Покровительница», которая открылась 9 мая 2003 года и сразу же стала символом Чебоксар. А еще он автор чебоксарских памятников: поэту Петру Хузангаю, Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову, Святославу Федорову, Константину Иванову — и это не весь список.

Владимир Нагорнов родился в Ульяновской области и в детстве увлекся живописью и скульптурой, даже оборудовал свою творческую лабораторию. В 21 год, после окончания учебы в Пензе и в Москве, он начал участвовать во всесоюзных и региональных выставках, занимал ведущие места.

В 1984 году Владимир поселился в Чебоксарах — именно с нашим городом связано большинство его творений. Двумя годами позже его приняли в Союз художников СССР, а затем — России. Почти сразу же после этого он стал членом правления, председателем Молодежного объединения Союза художников Чувашии.

В январе 2007 года успешно прошла персональная выставка Нагорнова в Париже. Сейчас, как и раньше, он в основном работает с бронзой, мрамором и камнем, удивительным образом запечатлевая в скульптурах каждую эмоцию героя.
Эти 10 художников — самые яркие в чувашском изобразительном искусстве. Именно они сохранили наши национальные традиции, историю, культуру, запечатлев их в своих работах. И именно они задали направление в этом виде искусства.

Приятно видеть, как в Чувашии появляются новые ребята, готовые следовать пути художника, как открываются выставки, современные галереи и арт-пространства. Время идет, а искусство вечно.
Тест на знание чувашских художников
В тесте — 10 работ. Вам необходимо выбрать, кому приндлежит каждая из них.
Начать тест
«Колхоз "Победа" Яльчикского района», этюд, XX в.
Екатерина Ефремова — пожалуй, самая выдающаяся художница повышивке и керамике XXв., но не живописец.
Элли Юрьев — в первую очередь график, книжный иллюстратор и медальер, и картину написал не он.
Браво! Любимые мотивы Моисея Спиридоновича — красота чувашской природы, созидательный труд рабочих и крестьянства, старый и новый быт родного народа.
Дальше
Проверить
Узнать результат
«Ликбез», 1935 г.
Праски Витти родился лишь спустя год после написания этой картины.
Верно! Кокель жил в Харькове, но нередко приезжал в родную Чувашию, и в 1933 он получил правительственный заказ — написать картину «Ликбез» к празднованию 15-й годовщины Чувашской автономии.
И хотя к 1935 году Сверчков вернулся из Омска в Чебоксары, он тогда работал художником в сатирическом журнале «Капкăн».
Дальше
Проверить
Узнать результат
«Чайная пара в японском стиле. Блюдце чайное», 1940–1947 гг.
В точку! Ведь именно Екатерина Ефремова с 1940 по 1948 годы училась в Московском институте прикладного и декоративного искусства на отделении керамики.
Праски Витти окончил отделение монументально-декоративной живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, но не работал с керамикой.
Анатолий Миттов — живописец и график, который творил в стиле, основанном на национальных чувашских традициях. С керамикой он не работал.
Дальше
Проверить
Узнать результат
«Здравствуй, Земля!», 1963 г.
Когда умер Кокель, люди только мечтали, что когда-то в будущем будут летать в космос. В очень недалеком будущем.
Картина, на которой запечатлен третий космонавт и наш земляк Андриян Николаев, сделала Николая Васильевича еще более знаменитым.
Нагорнов — в первую очередь скульптор, а не живописец. К тому же едва ли 7-летний мальчик (даже самый талантливый) способен был написать такое.
Дальше
Проверить
Узнать результат
«Муссон прошел. Индия», 2007 г.
Работы этого художника экспонировались в ГДР, Болгарии, Венгрии, Польше, Испании, США, Индии, Японии, Турции, но он никогда не был в Индии.
Нагорнов начинал свой творческий путь с живописи, но сейчас он больше по части скульптуры.
Конечно! Это же он 54 дня провел в Индии и привез оттуда 50 этюдов.
Дальше
Проверить
Узнать результат
«По мотивам поэмы Нарспи. Хоровод», 1965 г.
Праски Витти действительно написал цикл «По мотивам чувашской народной вышивки и поэмы "Нарспи" Константина Иванова», но это случилось в 80-е годы.
Вы правы, ведь оформление поэмы классика чувашской литературы Константина Иванова — дипломная работа художника и одна из важных работ в его жизни.
К сожалению, Алексей Афанасьевич умер еще в 1956 году, за 9 лет до написания этой картины.
Дальше
Проверить
Узнать результат
«Натурщица», 2002 г.
Браво вам и Владимиру Порфирьевичу — он ведь один из самых выдающихся скульпторов нашего времени. Но если бы мы показали статую «Мать-Покровительница», это было бы слишком легко.
Николай Васильевич действительно учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств СССР, но скульптурой не увлекался.
Анатолий Миттов умер довольно молодым — в 1971 году, когда ему было 38 лет.
Дальше
Проверить
Узнать результат
«Автопортрет», 1977 г.
И правда, так стильно в конце 70-х мог выглядеть только будущий создатель герба и флага Чебоксар и Чувашии.
Владимир Нагорнов в 77-м году был еще совсем юным, хоть и участвовал во всесоюзных и региональных выставках, занимал ведущие места. Но выглядел он совсем по-другому.
И хотя Сверчков всегда выглядел бодрым, в 1977 году ему было уже 86 лет.
Дальше
Проверить
Узнать результат
«И.Я. Яковлев — основоположник чувашской письменности», 1984 г.
Моисея Спиридоновича не стало за 3 года до появления на свет этой картины.
А вы очень внимательны: Праски Витти и правда в 80-е годы написал цикл «Просветители чувашского народа».
Екатерина Ефремова — это керамика и вышивка, но не живопись.
Дальше
Проверить
Узнать результат
«Передача акта на вечное пользование земли колхозу», 1935–36 гг.
Моисей Спиридонов в действительности написал немало картин о быте крестьян, но автор этой работы — его земляк, однокашник и товарищ Никита Сверчков.
Анатолий Рыбкин — художник более позднего времени, он родился в 1949 году.
Отлично! Никита Сверчков любил отражать в своих творениях историческое прошлое чувашского народа, и эта картина из их числа.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Любознательный
Вы явно интересуетесь культурой и искусством, но в школе наверняка прогуливали уроки Культуры родного края. Прочитайте нашу новую статью — гид по чувашским художникам. Оценку за четверть в 7 классе это не исправит, зато узнаете много интересного.
Пройти еще раз
Знаток
Вы знаете многое об изобразительном искусстве родной Чувашии, и все знакомые наверняка считают вас интеллектуалом и патриотом заодно. А если нет — прочитайте внимательно наш гид по чувашским художникам, если вы этого еще не сделали.
Пройти еще раз
Эксперт
Наше восхищение! Вы — настоящий интеллектуал и уникальный человек, который знает разницу между онтологией и антологией, трансцендентностью и трансцендентальностью, а главное — между Спиридоновым и Сверчковым.
Пройти еще раз
Получайте новые материалы
на почту
Нажимая кнопку «Подписаться»,
вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных