Гид по национальным художникам Чувашии
18 марта 2020
13 марта 2020 года — особенный день для тех, кто ценит родное искусство. Прошло уже 140 лет со дня рождения Кокеля Алексея Афанасьевича — основоположника чувашского профессионального изобразительного искусства. По этому случаю мы решили вспомнить, как развивалось изобразительное искусство в нашей республике и кому стоит быть за это благодарным.
13 марта 2020 года — особенный день для тех, кто ценит родное искусство. Прошло уже 140 лет со дня рождения Кокеля Алексея Афанасьевича — основоположника чувашского профессионального изобразительного искусства. По этому случаю мы решили вспомнить, как развивалось изобразительное искусство в нашей республике и кому стоит быть за это благодарным.

Алексей Афанасьевич Кокель
13 марта 1880 – 04 февраля 1956 гг.
13 марта 1880 – 04 февраля 1956 гг.
Место рождения: село Тарханы, Симбирская губерния (сейчас — Батыревский район Чувашии).
Образование: Нормальная рисовальная школа при Академии Художеств (1902−1903), Академия художеств (1904−1912), мастерская Д.Н. Кардовского.
Алексей Афанасьевич Кокель родился в бедной чувашской семье под фамилией Афанасьев, которую только к 25 годам сменил на Кокель. В 11 лет Алексей заболел костным туберкулезом и 8 лет пролежал, прикованный к постели. Из-за слабого здоровья он не мог заниматься крестьянским трудом, и главным его делом стало рисование. В 1899 году, когда Поволжье поразили голод и эпидемии, в Чувашию из Петербурга приехали студенты-медики. И они увезли Алексея на лечение в столицу — это был переломный момент в его жизни.
Именно в Петербурге Алексей Афанасьевич познакомился с настоящим художественным искусством, с видными художниками того времени. Он начал заниматься в домашней мастерской ректора Академии художеств Владимира Егоровича Маковского и его сына Александра Владимировича Маковского, руководителя Высших педагогических курсов при Академии.
В 904 году Кокель поступил в Академию художеств. В годы учебы он занимался у выдающихся художников того времени: Павла Петровича Чистякова, в индивидуальной мастерской Репина, которая позднее перешла к Кардовскому. Мастера поощряли стилевые поиски и разнообразие Кокеля — они отразились в многочисленных учебных рисунках и живописных штудиях, написанных в стиле фовизма и пуантилизма.
А в ноябре 1912 года за дипломную картину «В чайной» Кокеля удостоили звания художника. Позже эта его картина была представлена на международных выставках в Мюнхене и Венеции.
В 1915 году его новые работы экспонировались на 44-й выставке передвижников. В зарубежной командировке он познакомился со многими знаменитыми художественными музеями Европы. В это время художник создал серию портретов русских политэмигрантов, картину «Итальянцы» и задумал написать «Чувашскую сюиту».
Образование: Нормальная рисовальная школа при Академии Художеств (1902−1903), Академия художеств (1904−1912), мастерская Д.Н. Кардовского.
Алексей Афанасьевич Кокель родился в бедной чувашской семье под фамилией Афанасьев, которую только к 25 годам сменил на Кокель. В 11 лет Алексей заболел костным туберкулезом и 8 лет пролежал, прикованный к постели. Из-за слабого здоровья он не мог заниматься крестьянским трудом, и главным его делом стало рисование. В 1899 году, когда Поволжье поразили голод и эпидемии, в Чувашию из Петербурга приехали студенты-медики. И они увезли Алексея на лечение в столицу — это был переломный момент в его жизни.
Именно в Петербурге Алексей Афанасьевич познакомился с настоящим художественным искусством, с видными художниками того времени. Он начал заниматься в домашней мастерской ректора Академии художеств Владимира Егоровича Маковского и его сына Александра Владимировича Маковского, руководителя Высших педагогических курсов при Академии.
В 904 году Кокель поступил в Академию художеств. В годы учебы он занимался у выдающихся художников того времени: Павла Петровича Чистякова, в индивидуальной мастерской Репина, которая позднее перешла к Кардовскому. Мастера поощряли стилевые поиски и разнообразие Кокеля — они отразились в многочисленных учебных рисунках и живописных штудиях, написанных в стиле фовизма и пуантилизма.
А в ноябре 1912 года за дипломную картину «В чайной» Кокеля удостоили звания художника. Позже эта его картина была представлена на международных выставках в Мюнхене и Венеции.
В 1915 году его новые работы экспонировались на 44-й выставке передвижников. В зарубежной командировке он познакомился со многими знаменитыми художественными музеями Европы. В это время художник создал серию портретов русских политэмигрантов, картину «Итальянцы» и задумал написать «Чувашскую сюиту».
Но, несмотря на большое будущее в творчестве, Кокель не смог остаться в Петербурге, хотя об этом хлопотали Репин и Кардовский — власти считали его политически неблагонадежным за связь с революционно настроенными студентами-медиками.
Видимо, Репин добился назначения Кокеля в Харьков, куда тот переехал 1 января 1916 года и остался навсегда. В годы Гражданской войны Кокель был главным военным художником Украины. По его эскизам оформляли Харьков в период проведения праздников, агитпоезда, выезжавшие на фронт, спектакли, плакаты. Он был ректором Харьковского художественного института.
Но Алексей Афанасьевич не прерывал связей с Чувашией. На родину он приезжал в 1905 как связной по доставке литературы, в 1919 — на лечение. В 1933 он получил правительственный заказ — написать картину «Ликбез» к празднованию 15-й годовщины Чувашской автономии. Кстати, именно «Ликбез» признан одним из лучших произведений художника.
Вспоминая родную землю, Кокель осуществил свою мечту — написал портреты чувашских женщин, «Чувашскую сюиту» — серию картин, воспевающих культурные традиции чувашского народа.
После смерти художника в 1956 году его творческое наследие долгие годы бережно хранила его супруга Анна Афанасьевна Кокель. Сейчас произведения Алексея Афанасьевича хранятся в музейных собраниях Киева, Харькова, Донецка. А огромная коллекция его графики и живописи, включая работы академического периода, находится в Чувашском государственном художественном музее.
Видимо, Репин добился назначения Кокеля в Харьков, куда тот переехал 1 января 1916 года и остался навсегда. В годы Гражданской войны Кокель был главным военным художником Украины. По его эскизам оформляли Харьков в период проведения праздников, агитпоезда, выезжавшие на фронт, спектакли, плакаты. Он был ректором Харьковского художественного института.
Но Алексей Афанасьевич не прерывал связей с Чувашией. На родину он приезжал в 1905 как связной по доставке литературы, в 1919 — на лечение. В 1933 он получил правительственный заказ — написать картину «Ликбез» к празднованию 15-й годовщины Чувашской автономии. Кстати, именно «Ликбез» признан одним из лучших произведений художника.
Вспоминая родную землю, Кокель осуществил свою мечту — написал портреты чувашских женщин, «Чувашскую сюиту» — серию картин, воспевающих культурные традиции чувашского народа.
После смерти художника в 1956 году его творческое наследие долгие годы бережно хранила его супруга Анна Афанасьевна Кокель. Сейчас произведения Алексея Афанасьевича хранятся в музейных собраниях Киева, Харькова, Донецка. А огромная коллекция его графики и живописи, включая работы академического периода, находится в Чувашском государственном художественном музее.

Моисей Спиридонович Спиридонов
24 августа 1890 – 31 марта 1981 гг.
24 августа 1890 – 31 марта 1981 гг.
Место рождения: село Яншихово-Норваши, Казанская губерния (сейчас Янтиковский район).
Образование: Частная школа К.Н. Баратынской в Казани; Казанская художественная школа (1906–1912); Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге (1912–1917), Мастерская Н.С. Самокиша, педагогические курсы при Академии художеств.
Моисей Спиридонов — еще одна культовая личность в истории становления и развития чувашского изобразительного искусства в XX веке. Он родился в семье крестьянина, а с детства был хорошо знаком еще с одним выдающимся художником Чувашии — Никитой Сверчковым. Они жили в одном селе, учились в одной частной школе и в художественной школе в Казани, затем — в художественном училище при Академии художеств в Петербурге.
Но после учебы в Петербурге Моисей Спиридонович вернулся в родные Яншихово-Норваши, работал на педагогических курсах в Канаше. За свою жизнь он немало сделал для культурой жизни в Чувашии: во второй половине 20-х годов стал председателем Чувашского филиала Ассоциации художников революционной России и сам провел первую выставку чувашских художников в Москве, в 1933 году вступил в ряды Совета художников, а позднее стал заведующим Центральным Чувашским краеведческим музеем, директором Художественной галереи, председателем правления Союза чувашских художников. И одновременно он почти 10 лет преподавал в Художественном училище.
Образование: Частная школа К.Н. Баратынской в Казани; Казанская художественная школа (1906–1912); Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге (1912–1917), Мастерская Н.С. Самокиша, педагогические курсы при Академии художеств.
Моисей Спиридонов — еще одна культовая личность в истории становления и развития чувашского изобразительного искусства в XX веке. Он родился в семье крестьянина, а с детства был хорошо знаком еще с одним выдающимся художником Чувашии — Никитой Сверчковым. Они жили в одном селе, учились в одной частной школе и в художественной школе в Казани, затем — в художественном училище при Академии художеств в Петербурге.
Но после учебы в Петербурге Моисей Спиридонович вернулся в родные Яншихово-Норваши, работал на педагогических курсах в Канаше. За свою жизнь он немало сделал для культурой жизни в Чувашии: во второй половине 20-х годов стал председателем Чувашского филиала Ассоциации художников революционной России и сам провел первую выставку чувашских художников в Москве, в 1933 году вступил в ряды Совета художников, а позднее стал заведующим Центральным Чувашским краеведческим музеем, директором Художественной галереи, председателем правления Союза чувашских художников. И одновременно он почти 10 лет преподавал в Художественном училище.
В творческом наследии Моисея Спиридоновича прослеживаются все жанры живописи. В его произведениях воспета красота чувашской природы, отражен созидательный труд рабочих и крестьянства, показан старый и новый быт родного народа. В галерее живописных и графических портретов представлены образы передовиков производства, деятелей литературы и искусства, легендарные герои Великой Отечественной войны.
С 90-го года в Чебоксарах работает Мемориальный музей-квартира М.С. Спиридонова. Это филиал Чувашского художественного музея, где хранятся скульптуры, десятки картин и тысячи фотографий, документов и редких книг. Адрес — ул. Урукова, 15, корп. 1, кв. 25.
С 90-го года в Чебоксарах работает Мемориальный музей-квартира М.С. Спиридонова. Это филиал Чувашского художественного музея, где хранятся скульптуры, десятки картин и тысячи фотографий, документов и редких книг. Адрес — ул. Урукова, 15, корп. 1, кв. 25.

Никита Кузьмич Сверчков
27 января 1891 – 18 июля 1985 гг.
27 января 1891 – 18 июля 1985 гг.
Место рождения: село Яншихово-Норваши, Казанская губерния (сейчас Янтиковский район).
Образование: Частная школа К.Н. Баратынской в Казани (1905-1906); Казанская художественная школа (1906–1912); Высшее художественное училище при Академии Художеств в Петербурге (1912–1916), Мастерская Д.Н. Кардовского, Высшие педагогические курсы при Академии Художеств (1913–1915). Строительное отделение Института инженеров железнодорожного транспорта в Омске (1928–1934).
Никита Кузьмич Сверчков стоял у истоков профессионального изобразительного искусства Чувашии. Он сочетал в себе несколько ролей: живописец, график, педагог, общественный деятель.
Родился будущий художник в крестьянской семье. За свою жизнь он сменил немало городов: в 15 лет поступил в Казанскую художественную школу, потом была петербургская Академия художеств, затем юноша служил в Красной Армии и после остался в Омске, где работал секретарем редакции газеты и редактором техникума. И всё это время он писал.
В 1934 году художник вернулся на родину, в Чебоксары. Тогда же он стал членом Союза художников. В Чебоксарах Никита Кузьмич работал художником в редакции сатирического журнала «Капкăн», преподавателем и директором Чебоксарского художественного училища, директором Чебоксарской детской художественной школы №1.
Образование: Частная школа К.Н. Баратынской в Казани (1905-1906); Казанская художественная школа (1906–1912); Высшее художественное училище при Академии Художеств в Петербурге (1912–1916), Мастерская Д.Н. Кардовского, Высшие педагогические курсы при Академии Художеств (1913–1915). Строительное отделение Института инженеров железнодорожного транспорта в Омске (1928–1934).
Никита Кузьмич Сверчков стоял у истоков профессионального изобразительного искусства Чувашии. Он сочетал в себе несколько ролей: живописец, график, педагог, общественный деятель.
Родился будущий художник в крестьянской семье. За свою жизнь он сменил немало городов: в 15 лет поступил в Казанскую художественную школу, потом была петербургская Академия художеств, затем юноша служил в Красной Армии и после остался в Омске, где работал секретарем редакции газеты и редактором техникума. И всё это время он писал.
В 1934 году художник вернулся на родину, в Чебоксары. Тогда же он стал членом Союза художников. В Чебоксарах Никита Кузьмич работал художником в редакции сатирического журнала «Капкăн», преподавателем и директором Чебоксарского художественного училища, директором Чебоксарской детской художественной школы №1.
Сверчков вошел в историю чувашского изобразительного искусства, прежде всего, как автор картин на исторические темы. Постоянные мотивы творчества художника — пейзажи Чувашии, портреты известных людей, а также историческое прошлое чувашского народа. Он участвовал в десятках разных выставок, а в Чебоксарах каждые 10 лет проходили его персональные выставки.
В то же время Сверчков вел большую общественную работу. Его не раз избирали членом правления Союза художников Чувашии. Многие его произведения входят в сокровищницу чувашского изобразительного искусства и хранятся в фондах краеведческого музея и художественной галереи.
В то же время Сверчков вел большую общественную работу. Его не раз избирали членом правления Союза художников Чувашии. Многие его произведения входят в сокровищницу чувашского изобразительного искусства и хранятся в фондах краеведческого музея и художественной галереи.

Екатерина Иосифовна Ефремова
26 ноября 1914 – 26 февраля 2000 гг.
26 ноября 1914 – 26 февраля 2000 гг.
Место рождения: село Егоркино Чистопольского уезда Казанской губернии (сейчас — Нурлатский район, Татарстан).
Образование: Московский художественно-промышленный техникум имени М.И. Калинина (1936), Московский институт прикладного и декоративного искусства, отделение керамики (1940–1948).
Екатерина Ефремова — пожалуй, самый выдающийся художник по вышивке в Чувашии. Она не просто сохранила традиции чувашской ручной счетной вышивки на предприятиях народных художественных промыслов республики, она возродила к новой жизни древние узоры чувашских вышивок.
Родилась Екатерина в семье школьного учителя, но отец умер, когда девочке было пять лет. Спустя еще 4 года мать вместе с детьми переехала на родину, в Чувашию. Там бабушка познакомила Катю с чувашским народным искусством: ткачеством и вышивкой. Тогда всё и началось.
Екатерина переехала в Чебоксары, где училась в фабрично-заводской семилетней школе и заодно брала уроки рисования у Моисея Спиридоновича Спиридонова — уже известного нам художника. Именно он привлек девушку к работе по изучению вышивки — так народное искусство Чувашии стало делом всей ее жизни. К слову, с дочерью Моисея Спиридонова Августой Екатерина тоже дружила всю жизнь.
Образование: Московский художественно-промышленный техникум имени М.И. Калинина (1936), Московский институт прикладного и декоративного искусства, отделение керамики (1940–1948).
Екатерина Ефремова — пожалуй, самый выдающийся художник по вышивке в Чувашии. Она не просто сохранила традиции чувашской ручной счетной вышивки на предприятиях народных художественных промыслов республики, она возродила к новой жизни древние узоры чувашских вышивок.
Родилась Екатерина в семье школьного учителя, но отец умер, когда девочке было пять лет. Спустя еще 4 года мать вместе с детьми переехала на родину, в Чувашию. Там бабушка познакомила Катю с чувашским народным искусством: ткачеством и вышивкой. Тогда всё и началось.
Екатерина переехала в Чебоксары, где училась в фабрично-заводской семилетней школе и заодно брала уроки рисования у Моисея Спиридоновича Спиридонова — уже известного нам художника. Именно он привлек девушку к работе по изучению вышивки — так народное искусство Чувашии стало делом всей ее жизни. К слову, с дочерью Моисея Спиридонова Августой Екатерина тоже дружила всю жизнь.
Спустя несколько лет была учеба в Москве, потом работа в Чебоксарах художником-техником на экспортной базе «Чувашская вышивка», затем снова учеба в Москве и дипломная работа — комплект керамической посуды с чувашским орнаментом.
Потом Екатерина вновь вернулась в Чувашию, возглавила художественную лабораторию Чувашшвейпромсоюза и занялась возрождением чувашской национальной вышивки, чему и посвятила всю оставшуюся жизнь. В 1962 году она стала членом Союза художников, а затем в течение 15 лет, с 1966 по 1980 гг., была главным художником на Чувашском производственном объединении художественных промыслов «Паха тěрě».
В музейных фондах, а также в экспедициях по Чувашии Екатерина Иосифовна постоянно зарисовывала старинные вышивки. На основе традиционных узоров она создавала современные композиции для стилизованной национальной одежды и предметов убранства интерьера. Произведения, выполненные по эскизам Екатерины Ефремовой, экспонировались на многих Всесоюзных, Всероссийских, республиканских и зарубежных выставках прикладного искусства. Художница своими работами всегда интересовала представителей разных стран: Аргентины, Бразилии, Индии, Бельгии, Греции, Египта, Японии, Канады, Кубы, Турции, Алжира.
Потом Екатерина вновь вернулась в Чувашию, возглавила художественную лабораторию Чувашшвейпромсоюза и занялась возрождением чувашской национальной вышивки, чему и посвятила всю оставшуюся жизнь. В 1962 году она стала членом Союза художников, а затем в течение 15 лет, с 1966 по 1980 гг., была главным художником на Чувашском производственном объединении художественных промыслов «Паха тěрě».
В музейных фондах, а также в экспедициях по Чувашии Екатерина Иосифовна постоянно зарисовывала старинные вышивки. На основе традиционных узоров она создавала современные композиции для стилизованной национальной одежды и предметов убранства интерьера. Произведения, выполненные по эскизам Екатерины Ефремовой, экспонировались на многих Всесоюзных, Всероссийских, республиканских и зарубежных выставках прикладного искусства. Художница своими работами всегда интересовала представителей разных стран: Аргентины, Бразилии, Индии, Бельгии, Греции, Египта, Японии, Канады, Кубы, Турции, Алжира.

Анатолий Иванович Миттов
13 декабря 1932 — 31 октября 1971 гг.
13 декабря 1932 — 31 октября 1971 гг.
Место рождения: село Тобурданово, Чувашская АССР (Канашский район).
Образование: Чебоксарское художественное училище (1947–1952); Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1954–1961) по мастерской станковой графики доцента М.А. Таранова.
Анатолий Иванович Миттов — чувашский живописец и график, который творил в стиле, основанном на национальных традициях. Он воспитывался в многодетной крестьянской семье, с детства впитывал в себя духовные, эстетические и трудовые традиции народной культуры, и это во многом сказалось на его будущем творчестве. Впрочем, его творческий путь нельзя назвать легким.
После окончания сельской школы Анатолий Миттов 15-летним юношей поступил в Чебоксарское художественное училище. С тех времен сохранились записные книжки и блокноты, куда он записывал первые стихи, фольклорные тексты на родном языке, а также заметки о днях полного безденежья и голода в годы учебы.
В 1952 году юноша пытался поступить в художественный вуз, но неудачно — тогда он на несколько месяцев пошел работать художником в Ярославское областное товарищество художников, а после этого один учебный год работал учителем рисования и черчения в сельской школе на родине.
Годом позже Миттов поступил на факультет графики Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.E. Репина и там начал глубоко постигать основы классического искусства, а также традиции чувашского народного творчества, костюма, орнамента.
Дипломной работой художника стало оформление поэмы классика чувашской литературы Константина Иванова «Нарспи». К работе он готовился основательно: накапливал впечатления от народных традиций, в том числе весенне-летних праздников «Вăйă» («Игры») с многолюдными хороводами и обрядовыми песнями, изучал специальную литературу и зарисовывал костюмы из чувашских коллекций в фондах Государственного музея этнографии народов СССР, сам фотографировал — даже сохранилось около десяти черно-белых негативных фотопленок формата 36 мм с запечатленными сельскими хороводами, чувашскими костюмами, инсценировками фрагментов из поэмы.
Образование: Чебоксарское художественное училище (1947–1952); Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1954–1961) по мастерской станковой графики доцента М.А. Таранова.
Анатолий Иванович Миттов — чувашский живописец и график, который творил в стиле, основанном на национальных традициях. Он воспитывался в многодетной крестьянской семье, с детства впитывал в себя духовные, эстетические и трудовые традиции народной культуры, и это во многом сказалось на его будущем творчестве. Впрочем, его творческий путь нельзя назвать легким.
После окончания сельской школы Анатолий Миттов 15-летним юношей поступил в Чебоксарское художественное училище. С тех времен сохранились записные книжки и блокноты, куда он записывал первые стихи, фольклорные тексты на родном языке, а также заметки о днях полного безденежья и голода в годы учебы.
В 1952 году юноша пытался поступить в художественный вуз, но неудачно — тогда он на несколько месяцев пошел работать художником в Ярославское областное товарищество художников, а после этого один учебный год работал учителем рисования и черчения в сельской школе на родине.
Годом позже Миттов поступил на факультет графики Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.E. Репина и там начал глубоко постигать основы классического искусства, а также традиции чувашского народного творчества, костюма, орнамента.
Дипломной работой художника стало оформление поэмы классика чувашской литературы Константина Иванова «Нарспи». К работе он готовился основательно: накапливал впечатления от народных традиций, в том числе весенне-летних праздников «Вăйă» («Игры») с многолюдными хороводами и обрядовыми песнями, изучал специальную литературу и зарисовывал костюмы из чувашских коллекций в фондах Государственного музея этнографии народов СССР, сам фотографировал — даже сохранилось около десяти черно-белых негативных фотопленок формата 36 мм с запечатленными сельскими хороводами, чувашскими костюмами, инсценировками фрагментов из поэмы.
Эта дипломная работа стала огромным трудом в жизни художника — целым комплексом вариантов иллюстраций, титульных листов, обложек, миниатюрных заставок, рукописных текстов и других элементов книжного оформления. Ее высоко оценила экзаменационная комиссия и общественность. А уже после смерти Миттова, в 1976 году, проект реализовали в Чувашском книжном издательстве в виде альбомного издания на чувашском языке, а также в книжной форме — на русском.
Анатолий Иванович работал преподавателем графики художественно-графического факультета Пединститута, сотрудничал с Чувашским книжным издательством. Однако в Совет художников СССР его приняли в 1970 году, за год до смерти мастера. Он умер молодым, в 39 лет, от болезни уха из-за осложнений после тяжелой простуды, которую перенес еще в детстве, провалившись в замерзшую речку. Все его основные выставки прошли уже посмертно.
Анатолий Иванович работал преподавателем графики художественно-графического факультета Пединститута, сотрудничал с Чувашским книжным издательством. Однако в Совет художников СССР его приняли в 1970 году, за год до смерти мастера. Он умер молодым, в 39 лет, от болезни уха из-за осложнений после тяжелой простуды, которую перенес еще в детстве, провалившись в замерзшую речку. Все его основные выставки прошли уже посмертно.

Элли Михайлович Юрьев
25 марта 1936 – 17 января 2001 гг.
25 марта 1936 – 17 января 2001 гг.
Место рождения: село Исаково Чувашской АССР.
Образование: Чебоксарское художественное училище (1951–1952); Тбилисская академия художеств (1958–1964).
Элли Юрьев — не только один из выдающихся художников Чувашии, но и график, медальер и книжный иллюстратор. А главное — автор герба и флага Чувашской Республики и Чебоксар. За свою долгую жизнь, полную постоянного труда и безудержного творчества, он создал множество картин, иллюстраций, графических серий и художественных полотен, был автором памятных монет, нагрудных знаков и юбилейных медалей.
Только представьте: в 1976 году на персональной выставке в Чувашской государственной художественной галерее он представил 240 своих творений, в 1986 году в Художественном музее — свыше 370 произведений живописи, станковой, книжной и промышленной графики, а в 1997 году — уже больше 800 работ.
Образование: Чебоксарское художественное училище (1951–1952); Тбилисская академия художеств (1958–1964).
Элли Юрьев — не только один из выдающихся художников Чувашии, но и график, медальер и книжный иллюстратор. А главное — автор герба и флага Чувашской Республики и Чебоксар. За свою долгую жизнь, полную постоянного труда и безудержного творчества, он создал множество картин, иллюстраций, графических серий и художественных полотен, был автором памятных монет, нагрудных знаков и юбилейных медалей.
Только представьте: в 1976 году на персональной выставке в Чувашской государственной художественной галерее он представил 240 своих творений, в 1986 году в Художественном музее — свыше 370 произведений живописи, станковой, книжной и промышленной графики, а в 1997 году — уже больше 800 работ.

Вид современного герба Чувашской Республики и эскиз Юрьева 1992 г.

Вид современного флага Чувашской Республики и эскиз Юрьева 1991 г.
Элли Михайлович Юрьев родился в интеллигентной чувашской семье. Он был вторым из десяти детей. Кстати, все дети в семье Юрьевых получили оригинальные имена. Так, имя Элли раньше не существовало. Оно образовалось от древнечувашского «Елесь» — мастер, мастеровой.
Еще мальчиком Элли Михайлович учился в художественной школе, затем — в Чебоксарском художественном училище, а в армии в Тбилиси стал слушателем студии военных художников Тбилисского окружного дома офицеров. После службы в армии он остался в Грузии и поступил в Тбилисскую государственную академию художеств.
Каждые летние каникулы Элли Юрьев приезжал в Чувашию и уже после второго курса начал сотрудничать с Чувашским книжным издательством, а потом стал его художественным редактором.
Окончив учебу, художник вернулся на родину, и здесь его ждала насыщенная жизнь: вступление в Союз художников СССР, путешествия в европейские и африканские страны, женитьба, дети, победа в конкурсе на проект герба Чебоксар, статус главного художника Чебоксар, оформление Музея космонавтики в Шоршелах, персональная мастерская, оформление более 400 книжных изданий, персональные выставки, должность художника-постановщика Чебоксарской студии телевидения, конкурс-биеннале по искусству книги в г. Брно (Чехословакия), разработка герба и флага Чувашии, звание почетного гражданина города Чебоксары, звание «Заслуженный член Всероссийского геральдического общества» — и это только самые яркие из достижений.
И именно благодаря Элли Юрьеву в Чувашии появились собственные шрифты: «Думбадзе — рукописная» и «Чувашский-1986», «Атнер». Создавал он шрифты без компьютера, без специальной аппаратуры: полностью вручную, а огрехи исправлял белилами.
Еще больше об Элли Юрьеве вы можете прочитать в нашем отдельном материале, посвященному его жизни и творчеству.
Еще мальчиком Элли Михайлович учился в художественной школе, затем — в Чебоксарском художественном училище, а в армии в Тбилиси стал слушателем студии военных художников Тбилисского окружного дома офицеров. После службы в армии он остался в Грузии и поступил в Тбилисскую государственную академию художеств.
Каждые летние каникулы Элли Юрьев приезжал в Чувашию и уже после второго курса начал сотрудничать с Чувашским книжным издательством, а потом стал его художественным редактором.
Окончив учебу, художник вернулся на родину, и здесь его ждала насыщенная жизнь: вступление в Союз художников СССР, путешествия в европейские и африканские страны, женитьба, дети, победа в конкурсе на проект герба Чебоксар, статус главного художника Чебоксар, оформление Музея космонавтики в Шоршелах, персональная мастерская, оформление более 400 книжных изданий, персональные выставки, должность художника-постановщика Чебоксарской студии телевидения, конкурс-биеннале по искусству книги в г. Брно (Чехословакия), разработка герба и флага Чувашии, звание почетного гражданина города Чебоксары, звание «Заслуженный член Всероссийского геральдического общества» — и это только самые яркие из достижений.
И именно благодаря Элли Юрьеву в Чувашии появились собственные шрифты: «Думбадзе — рукописная» и «Чувашский-1986», «Атнер». Создавал он шрифты без компьютера, без специальной аппаратуры: полностью вручную, а огрехи исправлял белилами.
Еще больше об Элли Юрьеве вы можете прочитать в нашем отдельном материале, посвященному его жизни и творчеству.

Николай Васильевич Овчинников
14 октября 1918 – 18 февраля 2004 гг.
14 октября 1918 – 18 февраля 2004 гг.
Место рождения: деревня Мижули Чебоксарского уезда Казанской губернии (сейчас — Мариинско-Посадский район Чувашии).
Образование: Алатырское художественно-граверное училище (1934–1937); подготовительные классы при Академии художеств в Ленинграде (1937–1939); Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1939, 1945–1951); аспирантура (1951–1954), творческая мастерская А.М. Герасимова; слушатель Университета культуры в Эгере (Венгрия) (1971).
Овчинников Николай Васильевич — художник-педагог, общественный деятель и один из корифеев чувашского национального изобразительного искусства. Его произведения отражают эпохальные события истории и современности, отличаются удивительной цельностью, индивидуальным почерком и стилем.
В 1937 году он учился в Алатырском художественно-граверном училище, а в 1939—1945 годах участвовал в Финской кампании на Карельском перешейке и в Великой Отечественной войне. В это же время, в 1944 году, он стал членом Союза художников.
Уже в мирное время он выучился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств СССР, а в 1954 году ему присвоили ученое звание — кандидат искусствоведения. Затем Николай Васильевич переехал в Чебоксары и с 1960 года стал доцентом кафедры изобразительных искусств художественно-графического факультета Пединститута.
Образование: Алатырское художественно-граверное училище (1934–1937); подготовительные классы при Академии художеств в Ленинграде (1937–1939); Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1939, 1945–1951); аспирантура (1951–1954), творческая мастерская А.М. Герасимова; слушатель Университета культуры в Эгере (Венгрия) (1971).
Овчинников Николай Васильевич — художник-педагог, общественный деятель и один из корифеев чувашского национального изобразительного искусства. Его произведения отражают эпохальные события истории и современности, отличаются удивительной цельностью, индивидуальным почерком и стилем.
В 1937 году он учился в Алатырском художественно-граверном училище, а в 1939—1945 годах участвовал в Финской кампании на Карельском перешейке и в Великой Отечественной войне. В это же время, в 1944 году, он стал членом Союза художников.
Уже в мирное время он выучился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств СССР, а в 1954 году ему присвоили ученое звание — кандидат искусствоведения. Затем Николай Васильевич переехал в Чебоксары и с 1960 года стал доцентом кафедры изобразительных искусств художественно-графического факультета Пединститута.
На счету Овчинникова — полтора десятка зональных, всесоюзных, всероссийских и зарубежных выставок, 9 персональных выставок в Чебоксарах, персональные выставки в Горьком, Москве, США, Японии, Франции, Англии, Германии. Его работы находятся в 39 музеях, а также в музейных и частных собраниях за рубежом.
И, наверное, самый любопытный факт — 15 сентября 2016 года картину Николая Овчинникова «В цеху» Президент РФ Владимир Путин подарил Дмитрию Медведеву на день рождения. На картине — один из цехов Чебоксарского завода промышленных тракторов.
И, наверное, самый любопытный факт — 15 сентября 2016 года картину Николая Овчинникова «В цеху» Президент РФ Владимир Путин подарил Дмитрию Медведеву на день рождения. На картине — один из цехов Чебоксарского завода промышленных тракторов.

Праски Витти
Родился 17 сентября 1936 г.
Родился 17 сентября 1936 г.
Место рождения: деревня Алгазино Чувашской СССР (Вурнарский район).
Образование: Чебоксарское художественное училище (1954–1961); Ленинградское высшее художественно-промышленного училище им. В.И. Мухиной (1961–1967), отделение монументально-декоративной живописи.
Художник, монументалист и эмальер Петров Виталий Петрович больше известен своим землякам (и не только) как Праски Витти. Забавную историю появления этого имени он рассказал в одном из своих интервью:
«Это было в Венгрии. Я сверлил эмалевую плитку, кусок отскочил и попал в глаз. Через несколько дней обратился в больницу. Достали кусочек стекла и начали оформлять больничную карту. Медсестра спрашивает: „Как зовут маму?". Оказывается, считается, что во время болезни человек точно помнит только имя своей мамы, потому официальные документы в этой стране пишутся на ее имя. Я говорю: „Праски". — „А вас?" — „Витти, — говорю ей, — Праски Витти". А потом решил: буду выставляться как Праски Витти. Многие думают, что это псевдоним. На самом деле меня в деревне так и зовут — Праски Витти».
Виталий родился в многодетной крестьянской семье. Он испытал все лихолетья военной поры и мальчишкой работал в тылу для фронта, голодал. Лишь в 1954 году, в 18 лет, Виталий окончил среднюю школу в селе Калинино, а потом поступил в Чебоксарское художественное училище. Но уже через год студента призвали в армию, и учебу он закончил только после нее.
Потом было обучение в Ленинграде, и его дипломная работа — триптих «Человек и космос» из мозаики и смальты — украсила фасад Пермского политехнического института.
С середины 1970-х годов работы Праски Витти экспонировались в ГДР, Болгарии, Венгрии, Польше, Испании, США, Индии, Японии, Турции. В 1971 году Виталий Петрович был принят в Союз художников России, и затем одна за другой последовали международные и персональные выставки.
Образование: Чебоксарское художественное училище (1954–1961); Ленинградское высшее художественно-промышленного училище им. В.И. Мухиной (1961–1967), отделение монументально-декоративной живописи.
Художник, монументалист и эмальер Петров Виталий Петрович больше известен своим землякам (и не только) как Праски Витти. Забавную историю появления этого имени он рассказал в одном из своих интервью:
«Это было в Венгрии. Я сверлил эмалевую плитку, кусок отскочил и попал в глаз. Через несколько дней обратился в больницу. Достали кусочек стекла и начали оформлять больничную карту. Медсестра спрашивает: „Как зовут маму?". Оказывается, считается, что во время болезни человек точно помнит только имя своей мамы, потому официальные документы в этой стране пишутся на ее имя. Я говорю: „Праски". — „А вас?" — „Витти, — говорю ей, — Праски Витти". А потом решил: буду выставляться как Праски Витти. Многие думают, что это псевдоним. На самом деле меня в деревне так и зовут — Праски Витти».
Виталий родился в многодетной крестьянской семье. Он испытал все лихолетья военной поры и мальчишкой работал в тылу для фронта, голодал. Лишь в 1954 году, в 18 лет, Виталий окончил среднюю школу в селе Калинино, а потом поступил в Чебоксарское художественное училище. Но уже через год студента призвали в армию, и учебу он закончил только после нее.
Потом было обучение в Ленинграде, и его дипломная работа — триптих «Человек и космос» из мозаики и смальты — украсила фасад Пермского политехнического института.
С середины 1970-х годов работы Праски Витти экспонировались в ГДР, Болгарии, Венгрии, Польше, Испании, США, Индии, Японии, Турции. В 1971 году Виталий Петрович был принят в Союз художников России, и затем одна за другой последовали международные и персональные выставки.
В архитектонике творений Праски Витти видна органичная связь авторского замысла с материализованными и духовными явлениями или отдельными элементами из культурного наследия чувашского народа. Основные произведения живописи появились в 80-е годы и позже — это циклы «Просветители чувашского народа», «По мотивам чувашской народной вышивки и поэмы „Нарспи" Константина Иванова», «Семейный портрет. Прага», серия портретов поэтов, «Обретение новой Родины венграми», цикл «Чувашские мотивы».

Анатолий Петрович Рыбкин
Родился 10 января 1949 г.
Родился 10 января 1949 г.
Место рождения: деревня Вурманкасы Мариинско-Посадского района Чувашской АССР.
Образование: Чебоксарское художественное училище, Ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1979).
Трудовой путь Анатолия Петровича начался более чем обыкновенно, с той лишь разницей, что с 4 лет он любил рисовать и не отпускал мечту стать художником. После Тогаевской восьмилетней школы он поступил в ПТУ в Марпосаде, в 1966 году стал столяром-мебельщиком и 3 года работал в Удмуртии на лесокомбинате.
Уже во взрослом возрасте он все-таки решил не отказываться от мечты и закончил Чебоксарское художественное училище. А затем, несмотря на большой конкурс, Анатолий сумел поступить в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Академии Художеств СССР в Ленинграде и даже закончить его с отличием.
Спустя год, в 1980-м, он устроил первую персональную выставку, работал художником по проведению «Олимпиады-80» в Москве. С 1982 года он стал стипендиатом Союза художников СССР и начал путешествовать по стране — в Астраханскую область, на Чукотку, в Прибалтику, Крым, Казахстан, на Кавказ. В 1985 году за серию работ «Земля Астраханская» и «Люди Чукотки» он стал лауреатом премии Ленинградского Комсомола.
А потом — работа в Красноярске в творческой мастерской живописи, снова Ленинград, три месяца работы во Франции в международной мастерской художников. Поездка была настолько плодотворной, что в 1995 году его пригласили во Францию повторно.
В последующие два года Анатолий Рыбкин устроил 14 персональных выставок в Красноярске, Чебоксарах, Санкт-Петербурге и во Франции.
Путешествия продолжались, и летом 1997 года с группой российских художников Анатолий 54 дня провел в Индии. Из этого творческого путешествия художник привез 50 этюдов. В 1998 году в Москве в Третьяковской галерее была устроена выставка «Индия глазами российских художников».
Образование: Чебоксарское художественное училище, Ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1979).
Трудовой путь Анатолия Петровича начался более чем обыкновенно, с той лишь разницей, что с 4 лет он любил рисовать и не отпускал мечту стать художником. После Тогаевской восьмилетней школы он поступил в ПТУ в Марпосаде, в 1966 году стал столяром-мебельщиком и 3 года работал в Удмуртии на лесокомбинате.
Уже во взрослом возрасте он все-таки решил не отказываться от мечты и закончил Чебоксарское художественное училище. А затем, несмотря на большой конкурс, Анатолий сумел поступить в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Академии Художеств СССР в Ленинграде и даже закончить его с отличием.
Спустя год, в 1980-м, он устроил первую персональную выставку, работал художником по проведению «Олимпиады-80» в Москве. С 1982 года он стал стипендиатом Союза художников СССР и начал путешествовать по стране — в Астраханскую область, на Чукотку, в Прибалтику, Крым, Казахстан, на Кавказ. В 1985 году за серию работ «Земля Астраханская» и «Люди Чукотки» он стал лауреатом премии Ленинградского Комсомола.
А потом — работа в Красноярске в творческой мастерской живописи, снова Ленинград, три месяца работы во Франции в международной мастерской художников. Поездка была настолько плодотворной, что в 1995 году его пригласили во Францию повторно.
В последующие два года Анатолий Рыбкин устроил 14 персональных выставок в Красноярске, Чебоксарах, Санкт-Петербурге и во Франции.
Путешествия продолжались, и летом 1997 года с группой российских художников Анатолий 54 дня провел в Индии. Из этого творческого путешествия художник привез 50 этюдов. В 1998 году в Москве в Третьяковской галерее была устроена выставка «Индия глазами российских художников».
Творческая жизнь человека, который начинал столяром-мебельщиком, удалась. Его пейзажи, исполненные с большим вниманием к деталям, вплоть до каждой травинки или прожилки листа, обладают убеждающей образностью. И поэтому полотна Анатолия Рыбкина заняли достойное место в самых разных коллекциях: Дирекции выставок Союза Художников Санкт-Петербурга и России, Министерства Культуры России, Музея Академии художеств им. Репина, в частных коллекциях Аллы Пугачевой, Ильи Резника, Анатолия Собчака, вице-консула Германии, вице-мэра Москвы, депутатов Государственной Думы, в частных коллекциях Франции, Голландии, Швеции, Китая, Венгрии.

Владимир Порфирьевич Нагорнов
Родился 29 ноября 1956 г.
Родился 29 ноября 1956 г.
Место рождения: село Богдашкино Ульяновской области.
Образование: скульптурное отделение Пензенского художественного училища (1972–1976); скульптурный факультет Московского художественного института им. В.И. Сурикова (1978–1984) по мастерской профессора М.Ф. Бабурина.
Первое, что нужно знать о Владимире Нагорнове — именно он автор скульптуры «Мать-Покровительница», которая открылась 9 мая 2003 года и сразу же стала символом Чебоксар. А еще он автор чебоксарских памятников: поэту Петру Хузангаю, Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову, Святославу Федорову, Константину Иванову — и это не весь список.
Владимир Нагорнов родился в Ульяновской области и в детстве увлекся живописью и скульптурой, даже оборудовал свою творческую лабораторию. В 21 год, после окончания учебы в Пензе и в Москве, он начал участвовать во всесоюзных и региональных выставках, занимал ведущие места.
В 1984 году Владимир поселился в Чебоксарах — именно с нашим городом связано большинство его творений. Двумя годами позже его приняли в Союз художников СССР, а затем — России. Почти сразу же после этого он стал членом правления, председателем Молодежного объединения Союза художников Чувашии.
Образование: скульптурное отделение Пензенского художественного училища (1972–1976); скульптурный факультет Московского художественного института им. В.И. Сурикова (1978–1984) по мастерской профессора М.Ф. Бабурина.
Первое, что нужно знать о Владимире Нагорнове — именно он автор скульптуры «Мать-Покровительница», которая открылась 9 мая 2003 года и сразу же стала символом Чебоксар. А еще он автор чебоксарских памятников: поэту Петру Хузангаю, Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову, Святославу Федорову, Константину Иванову — и это не весь список.
Владимир Нагорнов родился в Ульяновской области и в детстве увлекся живописью и скульптурой, даже оборудовал свою творческую лабораторию. В 21 год, после окончания учебы в Пензе и в Москве, он начал участвовать во всесоюзных и региональных выставках, занимал ведущие места.
В 1984 году Владимир поселился в Чебоксарах — именно с нашим городом связано большинство его творений. Двумя годами позже его приняли в Союз художников СССР, а затем — России. Почти сразу же после этого он стал членом правления, председателем Молодежного объединения Союза художников Чувашии.
В январе 2007 года успешно прошла персональная выставка Нагорнова в Париже. Сейчас, как и раньше, он в основном работает с бронзой, мрамором и камнем, удивительным образом запечатлевая в скульптурах каждую эмоцию героя.
Эти 10 художников — самые яркие в чувашском изобразительном искусстве. Именно они сохранили наши национальные традиции, историю, культуру, запечатлев их в своих работах. И именно они задали направление в этом виде искусства.
Приятно видеть, как в Чувашии появляются новые ребята, готовые следовать пути художника, как открываются выставки, современные галереи и арт-пространства. Время идет, а искусство вечно.
Приятно видеть, как в Чувашии появляются новые ребята, готовые следовать пути художника, как открываются выставки, современные галереи и арт-пространства. Время идет, а искусство вечно.
Тест на знание чувашских художников

В тесте — 10 работ. Вам необходимо выбрать, кому принадлежит каждая из них.
Начать тест |
«Колхоз "Победа" Яльчикского района», этюд, XX в.

Екатерина Ефремова — пожалуй, самая выдающаяся художница повышивке и керамике XXв., но не живописец.
Элли Юрьев — в первую очередь график, книжный иллюстратор и медальер, и картину написал не он.
Браво! Любимые мотивы Моисея Спиридоновича — красота чувашской природы, созидательный труд рабочих и крестьянства, старый и новый быт родного народа.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
«Ликбез», 1935 г.

Праски Витти родился лишь спустя год после написания этой картины.
Верно! Кокель жил в Харькове, но нередко приезжал в родную Чувашию, и в 1933 он получил правительственный заказ — написать картину «Ликбез» к празднованию 15-й годовщины Чувашской автономии.
И хотя к 1935 году Сверчков вернулся из Омска в Чебоксары, он тогда работал художником в сатирическом журнале «Капкăн».
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
«Чайная пара в японском стиле. Блюдце чайное», 1940–1947 гг.

В точку! Ведь именно Екатерина Ефремова с 1940 по 1948 годы училась в Московском институте прикладного и декоративного искусства на отделении керамики.
Праски Витти окончил отделение монументально-декоративной живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, но не работал с керамикой.
Анатолий Миттов — живописец и график, который творил в стиле, основанном на национальных чувашских традициях. С керамикой он не работал.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
«Здравствуй, Земля!», 1963 г.

Когда умер Кокель, люди только мечтали, что когда-то в будущем будут летать в космос. В очень недалеком будущем.
Картина, на которой запечатлен третий космонавт и наш земляк Андриян Николаев, сделала Николая Васильевича еще более знаменитым.
Нагорнов — в первую очередь скульптор, а не живописец. К тому же едва ли 7-летний мальчик (даже самый талантливый) способен был написать такое.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
«Муссон прошел. Индия», 2007 г.

Работы этого художника экспонировались в ГДР, Болгарии, Венгрии, Польше, Испании, США, Индии, Японии, Турции, но он никогда не был в Индии.
Нагорнов начинал свой творческий путь с живописи, но сейчас он больше по части скульптуры.
Конечно! Это же он 54 дня провел в Индии и привез оттуда 50 этюдов.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
«По мотивам поэмы Нарспи. Хоровод», 1965 г.

Праски Витти действительно написал цикл «По мотивам чувашской народной вышивки и поэмы "Нарспи" Константина Иванова», но это случилось в 80-е годы.
Вы правы, ведь оформление поэмы классика чувашской литературы Константина Иванова — дипломная работа художника и одна из важных работ в его жизни.
К сожалению, Алексей Афанасьевич умер еще в 1956 году, за 9 лет до написания этой картины.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
«Натурщица», 2002 г.

Браво вам и Владимиру Порфирьевичу — он ведь один из самых выдающихся скульпторов нашего времени. Но если бы мы показали статую «Мать-Покровительница», это было бы слишком легко.
Николай Васильевич действительно учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств СССР, но скульптурой не увлекался.
Анатолий Миттов умер довольно молодым — в 1971 году, когда ему было 38 лет.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
«Автопортрет», 1977 г.

И правда, так стильно в конце 70-х мог выглядеть только будущий создатель герба и флага Чебоксар и Чувашии.
Владимир Нагорнов в 77-м году был еще совсем юным, хоть и участвовал во всесоюзных и региональных выставках, занимал ведущие места. Но выглядел он совсем по-другому.
И хотя Сверчков всегда выглядел бодрым, в 1977 году ему было уже 86 лет.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
«И.Я. Яковлев — основоположник чувашской письменности», 1984 г.

Моисея Спиридоновича не стало за 3 года до появления на свет этой картины.
А вы очень внимательны: Праски Витти и правда в 80-е годы написал цикл «Просветители чувашского народа».
Екатерина Ефремова — это керамика и вышивка, но не живопись.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
«Передача акта на вечное пользование земли колхозу», 1935–36 гг.

Моисей Спиридонов в действительности написал немало картин о быте крестьян, но автор этой работы — его земляк, однокашник и товарищ Никита Сверчков.
Анатолий Рыбкин — художник более позднего времени, он родился в 1949 году.
Отлично! Никита Сверчков любил отражать в своих творениях историческое прошлое чувашского народа, и эта картина из их числа.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Любознательный
Вы явно интересуетесь культурой и искусством, но в школе наверняка прогуливали уроки Культуры родного края. Прочитайте нашу новую статью — гид по чувашским художникам. Оценку за четверть в 7 классе это не исправит, зато узнаете много интересного.
Пройти еще раз |
Знаток
Вы знаете многое об изобразительном искусстве родной Чувашии, и все знакомые наверняка считают вас интеллектуалом и патриотом заодно. А если нет — прочитайте внимательно наш гид по чувашским художникам, если вы этого еще не сделали.
Пройти еще раз |
Эксперт
Наше восхищение! Вы — настоящий интеллектуал и уникальный человек, который знает разницу между онтологией и антологией, трансцендентностью и трансцендентальностью, а главное — между Спиридоновым и Сверчковым.
Пройти еще раз |
Получайте новые материалы
на почту
на почту