Гид по национальным
художникам Чувашии

Алексей Афанасьевич Кокель
13 марта 1880 – 04 февраля 1956 гг.
13 марта 1880 – 04 февраля 1956 гг.
Образование: Нормальная рисовальная школа при Академии Художеств (1902−1903), Академия художеств (1904−1912), мастерская Д.Н. Кардовского.
Алексей Афанасьевич Кокель родился в бедной чувашской семье под фамилией Афанасьев, которую только к 25 годам сменил на Кокель. В 11 лет Алексей заболел костным туберкулезом и 8 лет пролежал, прикованный к постели. Из-за слабого здоровья он не мог заниматься крестьянским трудом, и главным его делом стало рисование. В 1899 году, когда Поволжье поразили голод и эпидемии, в Чувашию из Петербурга приехали студенты-медики. И они увезли Алексея на лечение в столицу — это был переломный момент в его жизни.
Именно в Петербурге Алексей Афанасьевич познакомился с настоящим художественным искусством, с видными художниками того времени. Он начал заниматься в домашней мастерской ректора Академии художеств Владимира Егоровича Маковского и его сына Александра Владимировича Маковского, руководителя Высших педагогических курсов при Академии.
В 904 году Кокель поступил в Академию художеств. В годы учебы он занимался у выдающихся художников того времени: Павла Петровича Чистякова, в индивидуальной мастерской Репина, которая позднее перешла к Кардовскому. Мастера поощряли стилевые поиски и разнообразие Кокеля — они отразились в многочисленных учебных рисунках и живописных штудиях, написанных в стиле фовизма и пуантилизма.
А в ноябре 1912 года за дипломную картину «В чайной» Кокеля удостоили звания художника. Позже эта его картина была представлена на международных выставках в Мюнхене и Венеции.
В 1915 году его новые работы экспонировались на 44-й выставке передвижников. В зарубежной командировке он познакомился со многими знаменитыми художественными музеями Европы. В это время художник создал серию портретов русских политэмигрантов, картину «Итальянцы» и задумал написать «Чувашскую сюиту».
Видимо, Репин добился назначения Кокеля в Харьков, куда тот переехал 1 января 1916 года и остался навсегда. В годы Гражданской войны Кокель был главным военным художником Украины. По его эскизам оформляли Харьков в период проведения праздников, агитпоезда, выезжавшие на фронт, спектакли, плакаты. Он был ректором Харьковского художественного института.
Но Алексей Афанасьевич не прерывал связей с Чувашией. На родину он приезжал в 1905 как связной по доставке литературы, в 1919 — на лечение. В 1933 он получил правительственный заказ — написать картину «Ликбез» к празднованию 15-й годовщины Чувашской автономии. Кстати, именно «Ликбез» признан одним из лучших произведений художника.
Вспоминая родную землю, Кокель осуществил свою мечту — написал портреты чувашских женщин, «Чувашскую сюиту» — серию картин, воспевающих культурные традиции чувашского народа.
После смерти художника в 1956 году его творческое наследие долгие годы бережно хранила его супруга Анна Афанасьевна Кокель. Сейчас произведения Алексея Афанасьевича хранятся в музейных собраниях Киева, Харькова, Донецка. А огромная коллекция его графики и живописи, включая работы академического периода, находится в Чувашском государственном художественном музее.

Моисей Спиридонович Спиридонов
24 августа 1890 – 31 марта 1981 гг.
24 августа 1890 – 31 марта 1981 гг.
Образование: Частная школа К.Н. Баратынской в Казани; Казанская художественная школа (1906–1912); Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге (1912–1917), Мастерская Н.С. Самокиша, педагогические курсы при Академии художеств.
Моисей Спиридонов — еще одна культовая личность в истории становления и развития чувашского изобразительного искусства в XX веке. Он родился в семье крестьянина, а с детства был хорошо знаком еще с одним выдающимся художником Чувашии — Никитой Сверчковым. Они жили в одном селе, учились в одной частной школе и в художественной школе в Казани, затем — в художественном училище при Академии художеств в Петербурге.
Но после учебы в Петербурге Моисей Спиридонович вернулся в родные Яншихово-Норваши, работал на педагогических курсах в Канаше. За свою жизнь он немало сделал для культурой жизни в Чувашии: во второй половине 20-х годов стал председателем Чувашского филиала Ассоциации художников революционной России и сам провел первую выставку чувашских художников в Москве, в 1933 году вступил в ряды Совета художников, а позднее стал заведующим Центральным Чувашским краеведческим музеем, директором Художественной галереи, председателем правления Союза чувашских художников. И одновременно он почти 10 лет преподавал в Художественном училище.
С 90-го года в Чебоксарах работает Мемориальный музей-квартира М.С. Спиридонова. Это филиал Чувашского художественного музея, где хранятся скульптуры, десятки картин и тысячи фотографий, документов и редких книг. Адрес — ул. Урукова, 15, корп. 1, кв. 25.

Никита Кузьмич Сверчков
27 января 1891 – 18 июля 1985 гг.
27 января 1891 – 18 июля 1985 гг.
Образование: Частная школа К.Н. Баратынской в Казани (1905-1906); Казанская художественная школа (1906–1912); Высшее художественное училище при Академии Художеств в Петербурге (1912–1916), Мастерская Д.Н. Кардовского, Высшие педагогические курсы при Академии Художеств (1913–1915). Строительное отделение Института инженеров железнодорожного транспорта в Омске (1928–1934).
Никита Кузьмич Сверчков стоял у истоков профессионального изобразительного искусства Чувашии. Он сочетал в себе несколько ролей: живописец, график, педагог, общественный деятель.
Родился будущий художник в крестьянской семье. За свою жизнь он сменил немало городов: в 15 лет поступил в Казанскую художественную школу, потом была петербургская Академия художеств, затем юноша служил в Красной Армии и после остался в Омске, где работал секретарем редакции газеты и редактором техникума. И всё это время он писал.
В 1934 году художник вернулся на родину, в Чебоксары. Тогда же он стал членом Союза художников. В Чебоксарах Никита Кузьмич работал художником в редакции сатирического журнала «Капкăн», преподавателем и директором Чебоксарского художественного училища, директором Чебоксарской детской художественной школы №1.
В то же время Сверчков вел большую общественную работу. Его не раз избирали членом правления Союза художников Чувашии. Многие его произведения входят в сокровищницу чувашского изобразительного искусства и хранятся в фондах краеведческого музея и художественной галереи.

Екатерина Иосифовна Ефремова
26 ноября 1914 – 26 февраля 2000 гг.
26 ноября 1914 – 26 февраля 2000 гг.
Образование: Московский художественно-промышленный техникум имени М.И. Калинина (1936), Московский институт прикладного и декоративного искусства, отделение керамики (1940–1948).
Екатерина Ефремова — пожалуй, самый выдающийся художник по вышивке в Чувашии. Она не просто сохранила традиции чувашской ручной счетной вышивки на предприятиях народных художественных промыслов республики, она возродила к новой жизни древние узоры чувашских вышивок.
Родилась Екатерина в семье школьного учителя, но отец умер, когда девочке было пять лет. Спустя еще 4 года мать вместе с детьми переехала на родину, в Чувашию. Там бабушка познакомила Катю с чувашским народным искусством: ткачеством и вышивкой. Тогда всё и началось.
Екатерина переехала в Чебоксары, где училась в фабрично-заводской семилетней школе и заодно брала уроки рисования у Моисея Спиридоновича Спиридонова — уже известного нам художника. Именно он привлек девушку к работе по изучению вышивки — так народное искусство Чувашии стало делом всей ее жизни. К слову, с дочерью Моисея Спиридонова Августой Екатерина тоже дружила всю жизнь.
Потом Екатерина вновь вернулась в Чувашию, возглавила художественную лабораторию Чувашшвейпромсоюза и занялась возрождением чувашской национальной вышивки, чему и посвятила всю оставшуюся жизнь. В 1962 году она стала членом Союза художников, а затем в течение 15 лет, с 1966 по 1980 гг., была главным художником на Чувашском производственном объединении художественных промыслов «Паха тěрě».
В музейных фондах, а также в экспедициях по Чувашии Екатерина Иосифовна постоянно зарисовывала старинные вышивки. На основе традиционных узоров она создавала современные композиции для стилизованной национальной одежды и предметов убранства интерьера. Произведения, выполненные по эскизам Екатерины Ефремовой, экспонировались на многих Всесоюзных, Всероссийских, республиканских и зарубежных выставках прикладного искусства. Художница своими работами всегда интересовала представителей разных стран: Аргентины, Бразилии, Индии, Бельгии, Греции, Египта, Японии, Канады, Кубы, Турции, Алжира.

Анатолий Иванович Миттов
13 декабря 1932 — 31 октября 1971 гг.
13 декабря 1932 — 31 октября 1971 гг.
Образование: Чебоксарское художественное училище (1947–1952); Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1954–1961) по мастерской станковой графики доцента М.А. Таранова.
Анатолий Иванович Миттов — чувашский живописец и график, который творил в стиле, основанном на национальных традициях. Он воспитывался в многодетной крестьянской семье, с детства впитывал в себя духовные, эстетические и трудовые традиции народной культуры, и это во многом сказалось на его будущем творчестве. Впрочем, его творческий путь нельзя назвать легким.
После окончания сельской школы Анатолий Миттов 15-летним юношей поступил в Чебоксарское художественное училище. С тех времен сохранились записные книжки и блокноты, куда он записывал первые стихи, фольклорные тексты на родном языке, а также заметки о днях полного безденежья и голода в годы учебы.
В 1952 году юноша пытался поступить в художественный вуз, но неудачно — тогда он на несколько месяцев пошел работать художником в Ярославское областное товарищество художников, а после этого один учебный год работал учителем рисования и черчения в сельской школе на родине.
Годом позже Миттов поступил на факультет графики Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.E. Репина и там начал глубоко постигать основы классического искусства, а также традиции чувашского народного творчества, костюма, орнамента.
Дипломной работой художника стало оформление поэмы классика чувашской литературы Константина Иванова «Нарспи». К работе он готовился основательно: накапливал впечатления от народных традиций, в том числе весенне-летних праздников «Вăйă» («Игры») с многолюдными хороводами и обрядовыми песнями, изучал специальную литературу и зарисовывал костюмы из чувашских коллекций в фондах Государственного музея этнографии народов СССР, сам фотографировал — даже сохранилось около десяти черно-белых негативных фотопленок формата 36 мм с запечатленными сельскими хороводами, чувашскими костюмами, инсценировками фрагментов из поэмы.
Эта дипломная работа стала огромным трудом в жизни художника — целым комплексом вариантов иллюстраций, титульных листов, обложек, миниатюрных заставок, рукописных текстов и других элементов книжного оформления. Ее высоко оценила экзаменационная комиссия и общественность. А уже после смерти Миттова, в 1976 году, проект реализовали в Чувашском книжном издательстве в виде альбомного издания на чувашском языке, а также в книжной форме — на русском.
Анатолий Иванович работал преподавателем графики художественно-графического факультета Пединститута, сотрудничал с Чувашским книжным издательством. Однако в Совет художников СССР его приняли в 1970 году, за год до смерти мастера. Он умер молодым, в 39 лет, от болезни уха из-за осложнений после тяжелой простуды, которую перенес еще в детстве, провалившись в замерзшую речку. Все его основные выставки прошли уже посмертно.

Элли Михайлович Юрьев
25 марта 1936 – 17 января 2001 гг.
25 марта 1936 – 17 января 2001 гг.
Образование: Чебоксарское художественное училище (1951–1952); Тбилисская академия художеств (1958–1964).
Элли Юрьев — не только один из выдающихся художников Чувашии, но и график, медальер и книжный иллюстратор. А главное — автор герба и флага Чувашской Республики и Чебоксар. За свою долгую жизнь, полную постоянного труда и безудержного творчества, он создал множество картин, иллюстраций, графических серий и художественных полотен, был автором памятных монет, нагрудных знаков и юбилейных медалей.
Только представьте: в 1976 году на персональной выставке в Чувашской государственной художественной галерее он представил 240 своих творений, в 1986 году в Художественном музее — свыше 370 произведений живописи, станковой, книжной и промышленной графики, а в 1997 году — уже больше 800 работ.


Еще мальчиком Элли Михайлович учился в художественной школе, затем — в Чебоксарском художественном училище, а в армии в Тбилиси стал слушателем студии военных художников Тбилисского окружного дома офицеров. После службы в армии он остался в Грузии и поступил в Тбилисскую государственную академию художеств.
Каждые летние каникулы Элли Юрьев приезжал в Чувашию и уже после второго курса начал сотрудничать с Чувашским книжным издательством, а потом стал его художественным редактором.
Окончив учебу, художник вернулся на родину, и здесь его ждала насыщенная жизнь: вступление в Союз художников СССР, путешествия в европейские и африканские страны, женитьба, дети, победа в конкурсе на проект герба Чебоксар, статус главного художника Чебоксар, оформление Музея космонавтики в Шоршелах, персональная мастерская, оформление более 400 книжных изданий, персональные выставки, должность художника-постановщика Чебоксарской студии телевидения, конкурс-биеннале по искусству книги в г. Брно (Чехословакия), разработка герба и флага Чувашии, звание почетного гражданина города Чебоксары, звание «Заслуженный член Всероссийского геральдического общества» — и это только самые яркие из достижений.
И именно благодаря Элли Юрьеву в Чувашии появились собственные шрифты: «Думбадзе — рукописная» и «Чувашский-1986», «Атнер». Создавал он шрифты без компьютера, без специальной аппаратуры: полностью вручную, а огрехи исправлял белилами.
Еще больше об Элли Юрьеве вы можете прочитать в нашем отдельном материале, посвященному его жизни и творчеству.

Николай Васильевич Овчинников
14 октября 1918 – 18 февраля 2004 гг.
14 октября 1918 – 18 февраля 2004 гг.
Образование: Алатырское художественно-граверное училище (1934–1937); подготовительные классы при Академии художеств в Ленинграде (1937–1939); Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1939, 1945–1951); аспирантура (1951–1954), творческая мастерская А.М. Герасимова; слушатель Университета культуры в Эгере (Венгрия) (1971).
Овчинников Николай Васильевич — художник-педагог, общественный деятель и один из корифеев чувашского национального изобразительного искусства. Его произведения отражают эпохальные события истории и современности, отличаются удивительной цельностью, индивидуальным почерком и стилем.
В 1937 году он учился в Алатырском художественно-граверном училище, а в 1939—1945 годах участвовал в Финской кампании на Карельском перешейке и в Великой Отечественной войне. В это же время, в 1944 году, он стал членом Союза художников.
Уже в мирное время он выучился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств СССР, а в 1954 году ему присвоили ученое звание — кандидат искусствоведения. Затем Николай Васильевич переехал в Чебоксары и с 1960 года стал доцентом кафедры изобразительных искусств художественно-графического факультета Пединститута.
И, наверное, самый любопытный факт — 15 сентября 2016 года картину Николая Овчинникова «В цеху» Президент РФ Владимир Путин подарил Дмитрию Медведеву на день рождения. На картине — один из цехов Чебоксарского завода промышленных тракторов.

Праски Витти
Родился 17 сентября 1936 г.
Родился 17 сентября 1936 г.
Образование: Чебоксарское художественное училище (1954–1961); Ленинградское высшее художественно-промышленного училище им. В.И. Мухиной (1961–1967), отделение монументально-декоративной живописи.
Художник, монументалист и эмальер Петров Виталий Петрович больше известен своим землякам (и не только) как Праски Витти. Забавную историю появления этого имени он рассказал в одном из своих интервью:
«Это было в Венгрии. Я сверлил эмалевую плитку, кусок отскочил и попал в глаз. Через несколько дней обратился в больницу. Достали кусочек стекла и начали оформлять больничную карту. Медсестра спрашивает: „Как зовут маму?". Оказывается, считается, что во время болезни человек точно помнит только имя своей мамы, потому официальные документы в этой стране пишутся на ее имя. Я говорю: „Праски". — „А вас?" — „Витти, — говорю ей, — Праски Витти". А потом решил: буду выставляться как Праски Витти. Многие думают, что это псевдоним. На самом деле меня в деревне так и зовут — Праски Витти».
Виталий родился в многодетной крестьянской семье. Он испытал все лихолетья военной поры и мальчишкой работал в тылу для фронта, голодал. Лишь в 1954 году, в 18 лет, Виталий окончил среднюю школу в селе Калинино, а потом поступил в Чебоксарское художественное училище. Но уже через год студента призвали в армию, и учебу он закончил только после нее.
Потом было обучение в Ленинграде, и его дипломная работа — триптих «Человек и космос» из мозаики и смальты — украсила фасад Пермского политехнического института.
В архитектонике творений Праски Витти видна органичная связь авторского замысла с материализованными и духовными явлениями или отдельными элементами из культурного наследия чувашского народа. Основные произведения живописи появились в 80-е годы и позже — это циклы «Просветители чувашского народа», «По мотивам чувашской народной вышивки и поэмы „Нарспи" Константина Иванова», «Семейный портрет. Прага», серия портретов поэтов, «Обретение новой Родины венграми», цикл «Чувашские мотивы».

Анатолий Петрович Рыбкин
Родился 10 января 1949 г.
Родился 10 января 1949 г.
Образование: Чебоксарское художественное училище, Ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1979).
Трудовой путь Анатолия Петровича начался более чем обыкновенно, с той лишь разницей, что с 4 лет он любил рисовать и не отпускал мечту стать художником. После Тогаевской восьмилетней школы он поступил в ПТУ в Марпосаде, в 1966 году стал столяром-мебельщиком и 3 года работал в Удмуртии на лесокомбинате.
Уже во взрослом возрасте он все-таки решил не отказываться от мечты и закончил Чебоксарское художественное училище. А затем, несмотря на большой конкурс, Анатолий сумел поступить в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Академии Художеств СССР в Ленинграде и даже закончить его с отличием.
Спустя год, в 1980-м, он устроил первую персональную выставку, работал художником по проведению «Олимпиады-80» в Москве. С 1982 года он стал стипендиатом Союза художников СССР и начал путешествовать по стране — в Астраханскую область, на Чукотку, в Прибалтику, Крым, Казахстан, на Кавказ. В 1985 году за серию работ «Земля Астраханская» и «Люди Чукотки» он стал лауреатом премии Ленинградского Комсомола.
А потом — работа в Красноярске в творческой мастерской живописи, снова Ленинград, три месяца работы во Франции в международной мастерской художников. Поездка была настолько плодотворной, что в 1995 году его пригласили во Францию повторно.
В последующие два года Анатолий Рыбкин устроил 14 персональных выставок в Красноярске, Чебоксарах, Санкт-Петербурге и во Франции.
Путешествия продолжались, и летом 1997 года с группой российских художников Анатолий 54 дня провел в Индии. Из этого творческого путешествия художник привез 50 этюдов. В 1998 году в Москве в Третьяковской галерее была устроена выставка «Индия глазами российских художников».
Творческая жизнь человека, который начинал столяром-мебельщиком, удалась. Его пейзажи, исполненные с большим вниманием к деталям, вплоть до каждой травинки или прожилки листа, обладают убеждающей образностью. И поэтому полотна Анатолия Рыбкина заняли достойное место в самых разных коллекциях: Дирекции выставок Союза Художников Санкт-Петербурга и России, Министерства Культуры России, Музея Академии художеств им. Репина, в частных коллекциях Аллы Пугачевой, Ильи Резника, Анатолия Собчака, вице-консула Германии, вице-мэра Москвы, депутатов Государственной Думы, в частных коллекциях Франции, Голландии, Швеции, Китая, Венгрии.

Владимир Порфирьевич Нагорнов
Родился 29 ноября 1956 г.
Родился 29 ноября 1956 г.
Образование: скульптурное отделение Пензенского художественного училища (1972–1976); скульптурный факультет Московского художественного института им. В.И. Сурикова (1978–1984) по мастерской профессора М.Ф. Бабурина.
Первое, что нужно знать о Владимире Нагорнове — именно он автор скульптуры «Мать-Покровительница», которая открылась 9 мая 2003 года и сразу же стала символом Чебоксар. А еще он автор чебоксарских памятников: поэту Петру Хузангаю, Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову, Святославу Федорову, Константину Иванову — и это не весь список.
Владимир Нагорнов родился в Ульяновской области и в детстве увлекся живописью и скульптурой, даже оборудовал свою творческую лабораторию. В 21 год, после окончания учебы в Пензе и в Москве, он начал участвовать во всесоюзных и региональных выставках, занимал ведущие места.
В январе 2007 года успешно прошла персональная выставка Нагорнова в Париже. Сейчас, как и раньше, он в основном работает с бронзой, мрамором и камнем, удивительным образом запечатлевая в скульптурах каждую эмоцию героя.
Приятно видеть, как в Чувашии появляются новые ребята, готовые следовать пути художника, как открываются выставки, современные галереи и арт-пространства. Время идет, а искусство вечно.

Начать тест |

Дальше |
Проверить |
Узнать результат |

Дальше |
Проверить |
Узнать результат |

Дальше |
Проверить |
Узнать результат |

Дальше |
Проверить |
Узнать результат |

Дальше |
Проверить |
Узнать результат |

Дальше |
Проверить |
Узнать результат |

Дальше |
Проверить |
Узнать результат |

Дальше |
Проверить |
Узнать результат |

Дальше |
Проверить |
Узнать результат |

Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Пройти еще раз |
Пройти еще раз |
Пройти еще раз |
на почту